07.12.2023 10:10
    Поделиться

    В Барнауле реконструировали мост на главном проспекте

    В Барнауле возобновилось движение транспорта через мост у Нового рынка на проспекте Ленина. Горожане ждали этого события 557 дней.
    Главная проблема заключалась не в самом ремонте, а в трудностях, которые появились после перекрытия транспортной артерии
    Главная проблема заключалась не в самом ремонте, а в трудностях, которые появились после перекрытия транспортной артерии / Пресс-служба правительства Алтайского края

    Мост, который соединил две части краевого центра, разрезанные железной дорогой, был построен в 1962-м. Трафик по нему превышал сто тысяч машин в год. Обследование в 2016-м показало, что в бетонных опорах появились первые трещины. Специалисты отметили, что ситуация некритичная, но отрицательная динамика состояния объекта будет нарастать и долго с реконструкцией тянуть нельзя. Она началась 21 мая 2022 года.

    Подрядчиком выступило барнаульское ДСУ N4, имеющее опыт реконструкции подобных объектов, - дорожники недавно занимались капремонтом Старого коммунального моста через Обь в Барнауле. Муниципальный контракт на ремонт был заключен 29 апреля прошлого года, стоимость работ составила 1,691 миллиарда рублей. Однако затраты выросли из-за удорожания стройматериалов, и в итоге было потрачено свыше двух миллиардов.

    При этом главная проблема заключалась не в самом ремонте, а в трудностях, которые по-явились после перекрытия такой мощной транспортной артерии и вынужденного переформатирования движения транс-порта. Здесь проходит 25 марш-рутов общественного транспорта - восемнадцать автобусных и семь трамвайных и троллейбусных. В часы пик интенсивность потока по мосту у Нового рынка составляла около пяти тысяч машин в час, а маршрутных транспортных средств - 230.

    Ремонт вынудил перераспределить потоки с проспекта Ленина на проспекты Калинина и Павловский тракт, которые и раньше-то в часы пик стояли. После этого заторы стали регулярными не только на этих магистралях, но и на улицах, ведущих к ним.

    - Надо потерпеть - другого выхода просто нет, - подчеркнул весной прошлого года в беседе с корреспондентом "РГ" заместитель председателя правительства Алтайского края Александр Климин. - Подрядчик, городские и краевые власти приложат все усилия для того, чтобы выполнить ремонт, хотя по сути это строительство нового моста - качественно и в максимально сжатые сроки, за полтора года, без нарушения требований безопасности и других норм. В любом случае краевому центру нужен современный, расширенный и уж, конечно, не аварийный мост.

    Барнаульцы ворчали, но терпели. В мае прошлого года в правительстве края даже прошло оперативное совещание по нормализации дорожной ситуации, в ходе которого губернатор указал представителям администрации Барнаула на вал жалоб и предложений от горожан по поводу организации новых схем движения. Жителям краевой столицы еще повезло с тем, что зима была малоснежной. А строительные работы велись лишь в технологические окна, которые предоставляло РЖД, - в выемке под мостом проходит железная дорога. Строители для начала разобрали старый мост, и тут возникла неожиданная проблема.

    - Грунт не обладал должной несущей способностью, - пояснил директор ДСУ N 4 Николай Данилин. - Мы долго искали техническое решение для уплотнения грунта, потеряли много времени, и уже тогда стало ясно, что сроки строительства придется сжимать. Кроме того, затянулось допроектирование подходов к мосту, которых изначально в контракте не было. Положительное заключение мы получили только в октябре 2023-го.

    Строители возвели шесть новых опор (прежде было двенадцать) и четыре пролета (вместо шести). Фундамент опор составили 66 свай, забитых на глубину пятнацать метров. Изменились конструктивные особенности моста - для него потребовалось 1 123 тонны металлоконструкций, поставленных из Тюмени. Для несущих конструкций изготовили более 2,5 тысячи тонн железобетонных изделий.

    Таким образом, длина самого большого пролета теперь составляет 48 метров. Протяженность реконструированного участка - 483 метра, ширина - 38,7 метра (проезжей части - 31,5 метра), высота в максимальной точке достигает пятнадцати метров. На трамвайных путях уложили два километра рельсошпальной решетки. Полос движения стало шесть вместо четырех, а тротуары огородили с обеих сторон. Появились современное светодиодное освещение и новые светофоры. Общая грузоподъемность реконструированного моста - 3,5 тысячи тонн.

    Реакция горожан на открытие моста была ожидаемо противоречивой. Одни радовались, другие нашли поводы для критики. Главным пунктом придирок остались сроки ремонта. Многие в качестве примера для подражания приводят китайский опыт: там бы на такой объект, полагают барнаульцы, многие из которых бывали в КНР, потратили самое большее полгода. Так это или нет, можно только гадать, но городской власти - как муниципальному заказчику - принципиально важно на пальцах разъяснить жителям Барнаула, почему ремонт растянулся на полтора года. Сделать это вполне уместно было и на церемонии торжественного открытия.

    Важный момент: 30 ноября открылось так называемое рабочее движение. Хотя все инженерные работы завершены, объект будет считаться сданным только после окончания благоустройства. Еще предстоит покрасить опоры, привести в порядок пространство под мостом и закончить обустройство рельсовой дороги. Последнее произойдет только после того, как трамваи некоторое время поездят по путям, и полотно осядет.

    По словам председателя комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи Барнаула Валерия Ведяшкина, согласно допконтракту, окончательно ввести объект в эксплуатацию должны до 30 июня 2024 года. Работы начнутся весной, когда позволит погода.

    Прямая речь

    Виктор Томенко, губернатор Алтайского края:

    - Реконструкция началась после того как президент России принял решение о дополнительно финансовой поддержке регионов, в том числе Алтайского края. Краю было предоставлено несколько финансовых траншей на общую сумму 12,3 миллиарда рублей в виде инфраструктурного бюджетного кредита для реконструкции, строительства и капитального ремонта ряда объектов инфраструктуры - в первую очередь, дорожной, транспортной и коммунальной. Надеюсь, что очень скоро по мосту в районе Нового рынка пойдут новые низкопольные трамваи, сделанные в Беларуси, а также новые автобусы, которые будут приобретены благодаря решениям, принятым на федеральном уровне.