05.12.2023 20:04
    Поделиться

    Перед Конституционным судом РФ поставили вопрос о дальнейшей судьбе безнадзорных животных

    Вопросы содержания безнадзорных животных нуждаются в дополнительном законодательном регулировании, особенно в части финансовых гарантий.
    Спор чиновников и ветеринаров о бродячих собаках пришлось разбирать Конституционному суду РФ.
    Спор чиновников и ветеринаров о бродячих собаках пришлось разбирать Конституционному суду РФ. / Татьяна Андреева

    К такому выводу пришел КС, изучив жалобу администрации муниципального образования "Город Новодвинск". Городская ветеринарная станция через суд потребовала от муниципалитета оплатить расходы на отлов и содержание бродячих собак. Администрация отказалась принять их на баланс "ввиду объективной невозможности использовать таких животных для решения вопросов местного значения".

    Суды встали на сторону ветеринаров и посчитали, что власти уклонились от исполнения своих обязанностей, чем сберегли 300 тысяч рублей. Поэтому администрация поставила перед КС вопрос: насколько позиция суда соответствует статье 132 Конституции РФ, которая гарантирует, что местные власти "самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, вводят местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения". Поэтому предметом рассмотрения КС стала статья 231 ГК РФ "Приобретение права собственности на безнадзорных животных". Она гласит - если собственника нет, "они поступают в муниципальную собственность и используются в порядке, определяемом органом местного самоуправления".

    Судьи КС прежде всего напомнили, что хотя органы МСУ и наделены самостоятельностью в принятии решение, однако они входят "в единую систему публичной власти в РФ и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории" (статья 132 Конституции РФ). В решениях КС не раз подчеркивалось, что поскольку основной задачей органов МСУ является удовлетворение потребностей местного населения, то в муниципальной собственности как разновидности публичной собственности должно находиться прежде всего имущество, необходимое для этого. Поэтому при передаче каких-либо активов муниципалитету следует учитывать его позицию, ведь иначе муниципалитетам могли бы навязывать наименее эффективные в социально-экономическом плане и не являющиеся объективно необходимым для решения вопросов местного значения. Что, собственно, и произошло в Новодвинске.

    КС напомнил, что хотя органы МСУ и наделены самостоятельностью в принятии решение, однако они входят "в единую систему публичной власти"

    Суды общей юрисдикции, полагает КС, неправильно истолковали положения статьи 231 ГК РФ. Она не противоречит Конституции РФ, поскольку не подлежит применению в подобной ситуации: "Не предполагает в качестве основания для отнесения животных, отловленных и содержащихся в рамках осуществляемой за счет средств бюджета субъекта РФ деятельности по обращению с животными без владельцев, к муниципальной собственности в целях решения вопроса о взыскании с муниципального образования денежных средств в размере расходов, понесенных на таких животных по истечении шести месяцев после их отлова".

    Иными словами, на отлов и содержание животных в течение полугода средства выделяются из региональных бюджетов. А вот их дальнейшую судьбу необходимо урегулировать. Органам МСУ могут быть переданы полномочия по обращению с животными без владельцев, однако обязательно с предоставлением необходимых организационно-правовых и финансовых гарантий, указал КС РФ.

    Дело новодвинских муниципалов подлежит пересмотру.