Иностранные инвесторы готовы вложиться в производство мха в Югре

Фонд развития Югры и региональный центр поддержки экспорта окажут содействие российско-индийскому проекту по сбору и переработке мха. Согласно подписанному меморандуму, компания "Ягоды Югры" создаст в Ханты-Мансийске совместное предприятие с индийской ASV Overseas Private Ltd. Ему передадут не менее 20 из 200 арендованных гектаров лесного фонда, где построят плантации для заготовки экологически чистого растительного сырья. Как ожидается, за одно лето сбор составит до 300 тонн. В новое производство партнеры готовы в течение пяти лет вложить 75 миллионов рублей, причем зарубежная сторона не только предоставит финансирование, но и поможет с маркетинговым сопровождением и закупкой оборудования.
Разноцветный стабилизированный лишайник дизайнеры используют для оформления офисов и общественных пространств.
Разноцветный стабилизированный лишайник дизайнеры используют для оформления офисов и общественных пространств. / Татьяна Андреева/РГ

Доходы под ногами

- В Индии существует госпрограмма развития вертикального земледелия. Это востребованное направление для инвестиций, поэтому нам интересно сотрудничество. Мохобрикеты можно использовать не только в агропроме, но и в медицине - изготавливать противопролежневые подушки, матрацы, коврики, - обрисовал свои бизнес-интересы директор фирмы из штата Махараштра Сунил Джейн.

Индийцы начали сотрудничать с Фондом развития Югры еще в июне 2022 года. Рамочный документ предусматривал "изучение возможностей для начала коммерческой добычи и сбыта мха". Еще тогда институт развития предлагал иностранцам присмотреться к "Сфагнуму", резиденту технопарка, у которого 250 гектаров болот в аренде и три патента: на производство вакуумно упакованных брикетов, армированных модулей и стелек с органическим наполнителем. На вопросы "РГ", выросло ли это предложение в итоге в инвестпроект и чем он отличается от партнерства с "Ягодами Югры", в пресс-службе фонда пояснили: работа продолжается, но к уже обнародованной информации пока добавить нечего.

Несмотря на то что Россия богата мхами больше, чем любая страна, основными поставщиками такой продукции на мировой рынок являются Перу, Чили, Финляндия и Китай. Причем в Поднебесной сфагнум не собирают в природе, а выращивают на торфяных плантациях, занимаются искусственной селекцией. Разработанная в провинции Гуйчжоу технология позволяет снимать урожай непрерывно в течение 3-5 лет после посадки, по 4500-5250 килограммов с гектара, утверждает портал hortidaily.com со ссылкой на Мэн Сяньмина, представителя ассоциации производителей гуминовых кислот.

Интерес иностранцев к России объясняется большими запасами сырья: достаточно сильно заболочены Карелия, север европейской части страны, Камчатка, Западная Сибирь.

Сфагновый мох используется при вертикальном озеленении, что особенно актуально для северных городов: зима длинная, люди хотят окружить себя живыми растениями

- На болотах Югры произрастает 22 вида сфагновых мхов, из них два занесены в Красную книгу региона, еще три мы предложили включить в новое издание. Они все редкие. Еще около десятка видов нельзя назвать таковыми, но встречаются они в небольшом количестве. Заготавливают 2-3 массовых вида, в основном сфагнум бурый, который растет на кочках и занимает огромные площади на верховых болотах в таежной зоне, - рассказала Елена Лапшина, директор НОЦ - кафедры ЮНЕСКО "Динамика окружающей среды и глобальные изменения климата" Югорского госуниверситета.

Когда стена дышит

По оценке компании "Сфагнум", биологические запасы сфагнового мха в ХМАО насчитывают почти 318 миллионов тонн, в том числе эксплуатационные - 222 миллиона. Ресурс находится буквально под ногами, к тому же он возобновляемый, при щадящем ручном сборе через 2-5 лет растительный покров восстанавливается полностью. Однако подготовить его для переработки сложно.

- Думаю, в мире продается и покупается в основном то, что выращивается искусственно на бывших торфоразработках или в теплицах: рынку нужен чистый материал, чистая целлюлоза, а на болоте дернина сфагнума насквозь пронизана корешками сосудистых растений, клюквы, кустарников, которые ее поддерживают, как арматура. Это все нужно перебрать, очистить от мусора, опада, - отмечает профессор Лапшина. - Сбор трактором сильно нарушит экосистему, а ручной не дает промышленных масштабов. Впрочем, если прессовать сфагнум и использовать как добавку к субстрату, достаточно удалить лишь крупные частицы, остальное послужит питанием.

Международное садоводческое общество прогнозирует, что объем рынка субстрата к 2050 году достигнет 23 миллионов кубометров. Добавленный в почву сфагнум действует как своего рода БАД: улучшает аэрацию грунта, поглощает излишки воды, содержит природный антисептик, препятствующий развитию грибковых заболеваний корней, стимулирует рост саженцев.

Кроме комнатного садоводства сфагновый мох используется при вертикальном озеленении офисов, торговых центров, аэропортов, вузов и других общественных зданий. Особенно актуально это для северных городов: зима длинная, люди хотят окружить себя живыми растениями, разбивают зимние сады или делают "дышащие" стены, к которым подводят систему капельного полива. Такая конструкция требует минимального ухода.

Лишайник в анабиозе

А вот то, что в народе называется оленьим мхом, ягелем, на самом деле - лишайник рода кладония, объяснила ученый-биолог. Если мох - единый организм, то лишайник - сложное переплетение нитей гриба и клеток водоросли. И его Югра тоже экспортирует.

Свежий ягель является сырьем для изготовления стабилизированного. Чтобы законсервировать лишайник, его опускают в емкость с глицерином и красителем - вода вытесняется, все биопроцессы приостанавливаются, но кладония не сохнет, долго сохраняет привлекательный внешний вид и мягкость. Такой материал охотно покупают дизайнеры для декора интерьеров.

Галерист Мария Хван из Ханты-Мансийска на рынке с 2022 года. Ее визитная карточка - пейзажи и портреты из стабилизированного ягеля, причем сырье собирает сама. По словам предпринимательницы, срок службы такого озеленения - десять и более лет, натуральные панно не собирают пыль, не нуждаются в поливе, они экологически чистые и безопасные для домашних питомцев. Кроме того, являются природным антисептиком, не провоцируют аллергию.

В июне 2023 года благодаря фонду "Мой Бизнес" Мария вышла на тайваньскую платформу, где выставляются креативные товары - покупатели нашлись в Таджикистане, Киргизии, Узбекистане. За рубеж продавались крупные партии, но в последние месяцы экспорт сократился.

- Мы стремимся быть больше полезными местным потребителям, ищем новые каналы продвижения: софинансируем конкурс красоты, принимаем заказы на изготовление корпоративных подарков. В одной из школ Ханты-Мансийска нам выделили кабинет технологии, где можно организовать групповые и индивидуальные творческие занятия с детьми, родителями, учителями, - поделилась бизнес-леди.

На вопрос, нужна ли бизнесу господдержка, галерист ответила, что рассчитывает получить компенсацию экспортных транспортных расходов. По ее мнению, было бы неплохо и частично возмещать тем, кто изготавливает сувениры, затраты на участие в выставках, поскольку это форма продвижения Югры.

Комментарий

Сергей Балакирев, руководитель комитета по исследованиям АКАР Урал, член совета Гильдии маркетологов:

- В России рынка мха нет. Чтобы он появился, придется, по сути, изменить культуру потребления и воспитать целевую аудиторию. Сначала определиться, кто в нее входит, затем обосновать, зачем надо покупать то, что не является предметом первой необходимости, почему это модно, полезно и т. п. У всех есть паттерны поведения. Чтобы предпочесть мох чему-то другому, я сам себе должен ответить на вопрос: "А какую потребность я буду им удовлетворять и с чем в моей голове он будет конкурировать?" Тот же туризм конкурирует с образовательными услугами, ремонтом дома, развлечениями. Яркий пример удачно выбранной стратегии для экзотического продукта - ягоды годжи. Как их вывели на наш рынок? Через федеральное ТВ, программы про здоровье. Возможно, "выстрелит" когда-то и сфагнум. Но, если авторы проекта уже нашли потенциальный канал сбыта за рубежом, где их товар хорошо известен и востребован, думаю, на внутренний рынок они вряд ли захотят перестраиваться.