В Зауралье вместе с качеством ремонта автодорог выросло и число тяжелых ДТП

В Курганской области более 85 процентов дорог федерального значения соответствуют нормативам, по качеству покрытия они могут сравниться с автомагистралями в европейских странах. Однако, несмотря на огромные финансовые вложения в строительство, ремонт, благоустройство и безопасность дорог, каждое шестое дорожно-транспортное происшествие с пострадавшими в Зауралье происходит на федеральных трассах, и виной тому низкая культура вождения.
Ограждение, разделяющее встречные потоки, наиболее эффективно для предотвращения ДТП, но дорог с отбойниками пока немного.
Ограждение, разделяющее встречные потоки, наиболее эффективно для предотвращения ДТП, но дорог с отбойниками пока немного. / Татьяна Андреева/РГ

Все хотят налево

В начале ноября жители курганского микрорайона Зайково собрались на сход. Обсуждение было бурным: люди недовольны тем, что опять закрыт левый поворот с федеральной трассы "Иртыш" к их микрорайону. Зайково находится в трех километрах от областного центра, и, чтобы туда добраться, нужно проехать сначала по федеральной дороге, а потом свернуть с нее налево. Точнее, таким был маршрут до сентября 2021 года, когда во время капремонта трассы съезд закрыли отбойником - барьерным ограждением, а через 3,3 километра от него построили разворотную петлю.

Как поясняли тогда специалисты управления федеральных автомобильных дорог "Южный Урал" Росавтодора, это сделано для безопасности самих же жителей. Федеральная трасса идет в обход Кургана, здесь огромный транзитный поток, поэтому дорога специально была спроектирована четырехполосной. Чтобы не создавать пробок, вместо левого поворота сделана разворотная петля, выполненная по всем нормам и правилам с учетом интенсивности движения основного хода и количества жителей Зайково. Проект прошел госэкспертизу.

Но людей не устраивает, что в итоге путь домой стал длиннее на 6,6 километра - ведь в обратную сторону от разворота тоже нужно доехать. В 2021-м властям удалось уладить конфликт и уговорить ответственные структуры временно поставить на повороте светофор. Городские чиновники в свою очередь пообещали построить альтернативную нитку, которая свяжет Курган с Зайково напрямую, минуя федеральную трассу. Однако такая дорога до сих пор не появилась, ее только начнут строить в грунтощебеночном варианте сейчас, когда левый поворот снова закрыли.

Опасный светофор

Между тем эксперимент обошелся дорого, и речь не о деньгах (по данным дорожников, дополнительных средств на обустройство светофора не запрашивали, обошлись имеющимися). Если раньше перекресток - поворот на Зайково - местом концентрации ДТП не являлся, то после того, как установили светофор, зарегистрировано 31 дорожно-транспортное происшествие, в которых один человек погиб, десять получили травмы. В этом году случилась страшная авария: водитель фуры столкнулся с четырьмя автомобилями, остановившимися на светофоре. Дорожники и госавтоинспекторы вынуждены признать: подобные компромиссы и полумеры приводят лишь к росту аварийности.

От левых поворотов на федеральных дорогах, где высокие скорости и интенсивность движения, однозначно необходимо уходить

- От левых поворотов на федеральных дорогах, где высокие скорости и интенсивность движения, однозначно необходимо уходить, - категорично заявил на встрече с журналистами начальник регионального управления ГИБДД Михаил Чебыкин.

Руководитель управления "Южный Урал" Владимир Муравьев назвал описанную ситуацию антипримером: предусмотренное техническое решение не было поддержано, хотя специалисты разработали максимально безопасную схему организации движения.

Технологии против износа

Упрдор со своей стороны, заявил Муравьев, делает все возможное, чтобы движение было безопасным и комфортным. В оперативном управлении "Южного Урала" на территории Курганской области находится 732,2 километра автодорог федерального значения - даже больше, чем в соседней Челябинской (619,2). Самый длинный участок - на трассе "Иртыш" (409,9 километра). В связи с увеличением потока фур нагрузка на эту дорогу сильно выросла, поэтому упор делается на ее поддержание в нормативном состоянии и развитие. В этом году дорожники планируют завершить расширение 10-километрового участка в направлении Курган-Челябинск и будут эту работу продолжать до конца 2025 года. Кстати, после расширения на этом направлении уже увеличилась пропускная способность, а количество ДТП, связанное со встречными столкновениями, снизилось.

С 2021-го по 2023 годы "Южный Урал" отремонтировал и привел в нормативное состояние более четверти федеральных трасс в регионе. Как пояснил "РГ" Владимир Муравьев, дорожники применяют новейшие технологии для защиты и продления срока службы верхнего слоя покрытия, в том числе используют европейский опыт. Например, микросюрфейсинг - технологию тонкослойной поверхностной обработки: это своего рода "коврик", обеспечивающий герметизацию асфальтобетонного покрытия и защищающий его от разрушения шипованными шинами. Он также увеличивает коэффициент сцепления, что важно для безопасности движения.

- Нормативный срок службы дороги до следующего капремонта - 24 года. Но никто не говорит, что покрытие, по которому осуществляется интенсивное движение, выдержит столько, - подчеркивает глава ведомства. - Оно изнашивается, и замена верхнего слоя - нормальная практика, она должна выполняться с периодичностью раз в 4-5 лет.

Не желают двигаться в потоке

Но вот в чем парадокс: чем лучше дороги, тем больше соблазнов у водителей превысить скорость, пойти на обгон. По данным регионального управления ГИБДД, 23 из 43 человек в этом году погибли при встречных столкновениях на федеральных трассах. И такая зависимость не только в Зауралье. Владимир Муравьев приводит пример: в прошлом году открыли движение по четырем полосам дороги от Челябинска до Екатеринбурга. Ввели в эксплуатацию последний 40-километровый участок и выдохнули: можно забыть про аварии. Но не тут-то было: количество погибших в ДТП на этом участке за год выросло почти в два раза.

По мнению Михаила Чебыкина, самый эффективный способ снизить аварийность - разделить встречные потоки. В этом плане уже многое делается, но все же пока доля трасс с отбойниками в регионе невелика, а водители часто не задумываются о том, что создают угрозу безопасности.

Между тем

В ремонт и безопасность трасс вкладываются колоссальные средства. По данным упрдор "Южный Урал", в этом году на региональные и муниципальные дороги Курганской области только по нацпроекту "Безопасные качественные дороги" (не считая областных средств) было выделено более 3,7 миллиарда рублей. Они направлены на ремонт более 200 километров автодорог и трех искусственных сооружений. В федеральной казне предусмотрено на год около 5,5 миллиарда рублей. А на днях Курганскую область отметили за достижение наилучших показателей в нацпроекте "БКД" по итогам 2023 года. На условиях софинансирования из федерального и регионального бюджетов в Зауралье приведено в нормативное состояние почти 300 километров при плане около 350.