28.11.2023 14:41
    Поделиться

    Премьер Британии не захотел слушать обвинений в воровстве от коллеги из Греции

    Трудно премьеру Британии Риши Сунаку, будучи индусом по национальности, убеждать в правоте Альбиона, когда дело касается колониального прошлого англичан. Защищать страну, чьи жители уничтожали туземные, по их оценкам, народы и беззастенчиво воровали их национальные богатства.

    Дипломатический скандал разгорелся после того, как британский премьер отменил встречу с греческим коллегой, на которой тот собирался, среди прочего, поднять вопрос о возвращении на родину вывезенных лордом Элджином в XIX веке скульптур Парфенона. В 1963 году Британия приняла специальный Закон о Британском музее, который прямо запрещает учреждению под любым предлогом отдавать из своих коллекций ранее украденные сокровища других государств. Как говорится, что с воза упало…

    Объяснение Сунаком причин отказа начинать дискуссию на тему парфенонских скульптур звучит так: "Мы (британцы) заботились о мраморе на протяжении поколений, и мы хотим, чтобы это продолжалось". По мнению официального Лондона, сокровища греческой культуры попали на Альбион законно и никто не вправе этот факт оспаривать. Пикантность разгоревшемуся скандалу придает то, что щелчок по носу греческий премьер получил от индуса. А ведь у официального Дели к подданным его величества очень много вопросов.

    Многие страны безуспешно требуют от Альбиона вернуть похищенное

    В архиве Индии задокументированы масштабы "колониальной добычи", доставшейся Альбиону в то время, когда британцы хозяйничали в стране. В 46-страничном досье, составленном в 1912 году и обнаруженном газетой The Guardian, в перечне самых редких украденных драгоценностей помимо знаменитого бриллианта Кох-и-Нур, который украшает корону королевы-матери Елизаветы, выставленную в лондонском Тауэре, значились "короткое ожерелье из четырех очень крупных шпинелевых рубинов" и "жемчужное ожерелье, состоящее из 224 крупных жемчужин".

    Ранее британская The Telegraph сообщала, что Дели планирует дипломатическую кампанию по возвращению артефактов, которые были вывезены в Британию с 1858 по 1947 год. Речь о тысячах музейных экспонатов. Самыми значимыми для индийской культуры считаются скульптура индийского божества Харихара из песчаника, которая датируется примерно 1000 годом нашей эры, и сокровища Типу Султана. Он противостоял Ост-Индской компании и был убит во время осады княжества Майсур в 1799 году. Его дворец захватчики полностью разграбили, а самое ценное переправили на Альбион. Хотела бы Индия вернуть из Британии и Павлиний трон сикхского императора Махараджи Ранджита Сингха, сделанный из чистого золота, и часть находящейся в британских музеях коллекции Амаравати - набора скульптур и барельефов (примерно 200 год новой эры). Эти и многие другие артефакты, созданные предками нынешнего главы британского правительства, были в прошлом переправлены англичанами в Лондон. Ровно так же, как были вывезены якобы для "лучшей сохранности" скульптуры Парфенона, более 60 тысяч артефактов из Египта, ценности народов Новой Зеландии, Нигерии, Китая.

    Список стран, чьи национальные богатства оказались на Альбионе в ходе колониальных войн, которые вела британская корона, можно продолжать долго. Многочисленные просьбы вернуть похищенное официальный Лондон равнодушно игнорировал в прошлом, игнорирует и сегодня. Однако нынешний дипломатический скандал между Британией и Грецией показателен еще потому, что премьер Сунак демонстративно обиделся, узнав о планах его греческого собеседника напомнить британцам об этих неприглядных, но от того не менее правдивых страницах в истории королевства.

    Конечно, в Лондоне хотят поставить точку в музейном вопросе и закрепить существующий статус-кво в отношении украденных реликвий. А демарш Сунака - наглядное подтверждение, что пострадавшим от британских колонизаторов странам рассчитывать на конструктивный диалог с нынешними потомками грабителей не приходится.