Так, на Урале школьники могут заказать обед по QR-коду. Курицу или рыбу? На этот вопрос старшеклассники теперь отвечают онлайн. Один из операторов школьного питания предоставил ученикам школы №96 возможность выбрать блюда. Ребята наводят камеру смартфона на QR-код и попадают в электронное меню. Остается расставить галочки возле предложенных вариантов, как в тесте ЕГЭ. Правда, решение надо принять на неделю вперед, все-таки повара должны знать заранее, сколько каких блюд готовить. Школьникам предлагают две-три альтернативы, и если, например, ребенок ни под каким соусом не ест рыбу или капусту, то возьмет гуляш с гречкой - и не останется голодным. Кстати, некоторые позиции в школьном меню звучат, как предложение ресторана: люля-кебаб вместо скучной мясной котлеты, или фрикасе из курицы, а то и вовсе творожный флан - вот бы самим попробовать! К слову, акцент на ресторанную еду в желании, чтобы дети съедали все, практикуют и во многих других регионах. Так, в Казани большую часть столовых давно переформатировали в рестораны, где ассортимент блюд составляет больше 200 позиций. Последнее новшество - "Салат-бар". Суть в том, что дети могут сами формировать овощной салат, исходя из вкусовых предпочтений или медицинских показаний. Не нравится, к примеру, свекла, или аллергия на морковь - пожалуйста, замени эти ингредиенты. Получается этакий конструктор из овощей.
А еще во многих школьных столовых регионов сегодня действует свой Ревизорро. Это когда в специальных мобильных приложениях можно контролировать качество питания школьников и делать замечания. В Кузбассе интерактивная кнопка по питанию так и называется - "Ревизорро". Благодаря ей родители могут следить за тем, чем кормят их детей. Они не только сообщают о нарушениях, но и предлагают свои рецепты блюд. Так, лишь после обсуждения с родителями в рацион добавили пельмени и вареники.
В Крыму зашли еще дальше, там сейчас запустили проект по цифровизации питания, по которому родители не только выбирают блюда - им на телефон приходит push-уведомление о том, покушал ли их школьник.
Аналогичное приложение в Казани называется "Поел и доволен". С его помощью сами дети могут оценивать качество еды и голосовать за новые блюда в меню.
К слову, демократия в выборе блюд, оказывается, для детей очень важна. В Волгограде есть даже молодежный общественный совет "Я решаю сам", подключившись к нему, ученики могут предлагать не только блюда, но и их рецепты. В столовых почти сотни муниципальных школ Волгограда в меню включили блюда, разработанные детьми. Разумеется, под руководством профессиональных поваров. И сейчас ребята могут заказать авторский борщ "Брутальный", макароны "Итальянский сувенир", творожную запеканку "Счастье есть", куриный рулет "Атлет".
К слову, как говорят эксперты по питанию, нынешние дети - заложники фастфуда, поэтому повара идут на хитрость: имитируют по-настоящему полезную пищу под популярную "быструю" еду. Так, школьники в Екатеринбурге оставляли в тарелках котлеты из минтая или горбуши, а вот фишбургер в булочке, приготовленной в пароконвектомате, едят с удовольствием. На подобную хитрость пошли и в Тамбове. Там дают детям наггетсы из пароконвектоматов. Это не фастфуд, поскольку их не жарят.
В какой-то степени это напоминает гастрономическую игру, но чем бы дитя ни тешилось, лишь бы было сыто. В Ростовской области после того, как подсчитали, что в среднем один ребенок за 11 школьных лет берет 1800 завтраков или обедов, но съедает из этого разве что половину, поняли, что для современных детей нужна новая концепция питания. Ведь времена изменились, за последние годы произошла, можно сказать, революция в тарелке.
В итоге в Ростове собрали лучших поваров. Они разработали современные меню - причем с использованием тех же полезных продуктов, которые советовали еще советские диетологи. Учли разнообразие блюд и их креативную подачу. В итоге появилась "Книга лучших рецептов". Весь тираж повара передали школам.
Лариса Федотова, кандидат медицинских наук, диетолог, доцент кафедры госпитальной терапии Уральского государственного медицинского университета:
Конечно, для детей очень важно то, насколько эстетично и современно блюдо выглядит. Выложили, скажем, кабачковую икру поверх макарон, утонули огурцы в каше, мало уже кто будет есть эту "мешанину". Дети очень эмоциональны и восприимчивы, и часто бывает достаточно, чтобы, лидер класса косо посмотрел на тарелку с едой, чтобы вслед за ним к блюду не прикоснулась целая группа ребят. Плохо протертый стол, неопрятная повариха в столовой, - все это может послужить тому, что часть школьников откажется от обеда.
Можно ли сделать питание в школах по-настоящему вкусным и питательным? Убеждена, что да. На выставках-дегустациях школьных обедов мы пробуем отлично приготовленные блюда. Салаты, блюда из мяса и рыбы - пальчики оближешь. Причем все они изготовлены в рамках отведенных бюджетных и родительских средств и строго из разрешенных продуктов для школьников. Другое дело, что это выставочные образцы. Что потом происходит с этими "гастрономическими шедеврами" при массовом приготовлении - вопрос часто остается открытым.
Ко всему, в вопросах питания большую роль играют пищевые привычки детей, сформированные в семье. Если дома никогда не варят каши и не готовят рыбу, тут хоть переломись, ребенка будет сложно накормить, чем-то кроме макарон и сосисок.
Подготовила Елена Мационг