19.11.2023 20:44

Увеличение турпотока и усиление местного бизнеса. Что дают жителям мастер-планы городов

Более 150 мастер-планов для российских городов разработано за последнее десятилетие. О том, как идет их реализация и какие бонусы от этого получают местные жители, рассказали в ДОМ.РФ.

Госкорпорация принимает участие в работе над мастер-планами 45 российских городов и крупных территорий (среди них - Суздаль, Таганрог, Владикавказ, Сергиев Посад, Каракольские озера на Алтае и др.), часть из которых уже завершена. Мастер-план - стратегический документ пространственного и социально-экономического развития города, в котором учитываются интересы и населения, и бизнеса, и различных сообществ, и управленцев. Официального статуса у мастер-плана пока нет, хотя этот вопрос прорабатывается.

Один из самых успешных примеров работы с мастер-планом - дагестанский Дербент. Здесь его реализация идет уже четыре года.

В 2019 году жители Дербента, как рассказывают в компании "Новая земля", разработчике мастер-плана, называли основными проблемами города недостаток жилья (в среднем 17 кв. м. на человека при среднем по России показателе в 25 кв. м.), низкие зарплаты, нехватку мест в детских садах и школах, низкое качество городской среды, экологические проблемы и низкий уровень культурно-досуговой активности (досуговые объекты были сконцентрированы в одном районе города, не было современных культурных центров).

В ходе реализации мастер-плана доходы города по сравнению с 2019 годом выросли почти вдвое (с 196 до 572 млн руб.), турпоток увеличился на 89% (впрочем, в этом заслуга не только мастер-плана, но и в целом повышения популярности внутреннего туризма в последние годы). Более чем вдвое сократилась очередь в детские сады. Ранее жители стремились переехать в другие города, но в последние три года численность населения перестала уменьшаться.

"Причем эффекты эти не внезапные, а пришедшие вслед за реализацией ключевых проектов: их ориентировочные значения были заложены еще на стадии разработки мастер-плана", - говорит управляющий партнер компании Григорий Соломин.

По словам мэра Дербента Рустамбека Пирмагомедова, реализация проектов, связанных с повышением качества среды, приносит прямые бюджетные эффекты. Так, один из обычных переулков в центре города, где раньше даже некомфортно было ходить по вечерам, усилиями в том числе местных бизнесменов был превращен в пешеходный "Арбат". В итоге ставка аренды коммерческих помещений выросла с 50 руб. за кв. м. до 1,5-2 тыс. руб., открыто больше 80 кафе и магазинов, и вакантных мест нет.

Для города был разработан дизайн-код, который касается внешнего вида зданий, вывесок, скамеек и прочего благоустройства. Постепенно местные предприниматели подхватили тренд: многие магазины и кафе теперь сохраняют стены из традиционного местного стройматериала - желтоватого ракушечника. Раньше их зачастую оштукатуривали или облицовывали панелями. Предприниматели интересуются у соседей, кто и как очищал стены, подхватывают эту тенденцию.

С главной туристической достопримечательностью города - древней крепостью - соседствуют так называемые магалы - исторические жилые кварталы частной застройки. "Когда мы делали в Дербенте фестиваль тактического урбанизма в 2017 году, еще до мастер-плана, нам очень не советовали работать там", - рассказал архитектор Филипп Якубчук, участник команды реализации мастер-плана, на образовательной программе "Городские экспедиции" от ДОМ.РФ для представителей 12 регионов.

В этих районах свой уклад. Во время фестиваля команда архитекторов, посоветовавшись с жителями, сделала там простую детскую площадку. Дети с восторгом приняли ее, а жители оказались гостеприимными и готовыми к диалогу. Уже в 2018 году на эту территорию удалось выиграть грант Минстроя для благоустройства, рассказывает Якубчук. В итоге улочки магалов выложили камнем, на крутых спусках сделали лестницы, создав удобный спуск от крепости. Мастер-план включил магалы в "Туристическую милю" Дербента и увеличил вложения в благоустройство. Район стал выглядеть интереснее для туристов, в итоге начал развиваться малый бизнес - в бывших гаражах открываются кафе, магазины сувениров, жители продают фрукты, ковры и пр. В целом доходы города от нестационарной торговли с 2019 по 2022 год выросли в четыре раза - с 625 тыс. руб до 2,5 млн руб.

Неожиданные эффекты дает привлечение местных подрядчиков. Так, работы по благоустройству местного древнего кладбища они провели по себестоимости и вернули переплату - из уважения к месту, где в числе прочих захоронены 40 сподвижников пророка Мухаммеда.

Реализация мастер-плана - долгосрочный процесс, подчеркивают в ДОМ.РФ. Первые эффекты, так называемые "быстрые победы" в виде благоустроенных площадей и улиц, новых туристических маршрутов и красивых вывесок, можно увидеть сравнительно быстро, но важно не упускать из виду более масштабные и долгосрочные процессы, которые ориентированы в первую очередь на местных жителей. Это, конечно, реконструкция инженерных коммуникаций (в последние два года коммунальные и электросети едва выдерживали неожиданный наплыв туристов), новый подход к девелопменту, обеспечение детскими садами, школами и больницами, которые тоже являются частью мастер-плана. "Нельзя бесконечно заниматься быстрыми победами, потому что большой блок экономики связан с чистым морем, трансформацией берега, базовыми потребностями в виде воды и электричества. Может быть, туристы и не заметят, а вот для местных отсутствие условий станет критичным", - говорит главный архитектор Дербента Иса Магомедов.

По словам Магомедова, реализацией мастер-плана занимается весь муниципалитет, но ключевое решение - создание управления архитектуры и градостроительства и проектного офиса внутри, которые стали единым окном по взаимодействию со всеми структурами, компаниями и людьми. "Есть два пути построения сильной команды реализации: "привезти лучших" и "обучить своих". На практике наиболее эффективным оказывается гибридный вариант, когда привлекаются специалисты федерального уровня не только на проект, но и для передачи собственных компетенций. Думать про построение команды и про ее обучение необходимо еще на стадии формирования технического задания для разработки документа", - объясняет соавтор образовательной программы ДОМ.РФ "Городские экспедиции" Галина Пивовар.

Участники программы смогут использовать применимые практики при работе с мастер-планами в своих регионах. "Задачи по переходу на стадию реализации актуальны для все большего количества российских городов", - отметил директор по развитию городской среды ДОМ.РФ Антон Финогенов.