16.11.2023 03:00
    Поделиться

    Испытание трансмиссии будет эффективнее с помощью ноу-хау пензенского вуза

    В Пензенском государственном университете (ПГУ) собрали первый в России стенд для испытаний бесступенчатой трансмиссии легковых автомобилей. Ноу-хау значительно сократит расходы при испытании производителям, а автовладельцев избавит от проблем с преждевременным ремонтом и поиском запчастей. Тестировать можно будет зарубежные и отечественные авто, в первую очередь речь идет о Lada Vesta и Aura.
    Автор изобретения Александра Генералова говорит, что автомобили с вариатором чаще выбирают женщины.
    Автор изобретения Александра Генералова говорит, что автомобили с вариатором чаще выбирают женщины. / Наталья Саванкова

    В этом году отечественный автопром анонсировал производство нового седана Aura, оснащенного 122-сильным двигателем объемом 1,8 литра и автоматической коробкой передач. Испытания коробки передач могут проводиться на новом стенде. Не исключено, что после его запуска российская промышленность сделает более уверенный шаг в сторону вариаторов.

    "Вариатор имеет ряд преимуществ перед привычной всем механикой. Во-первых, это экономия топлива, комфортность управления и самого движения, плавность хода автомобиля. Во-вторых, эффективность при использовании мощности мотора, ровный разгон и оперативный набор скорости, а также малая нагрузка на мотор. В-третьих, экологичность. И, конечно, высокий КПД", - говорит доцент кафедры "Транспортные машины" ПГУ Александра Генералова.

    Стенд для тестирования коробки передач способен сэкономить немалые средства автозаводам

    Но у вариатора есть и немало минусов, один из них - полная замена в случае поломки или выхода из строя комплектующих. Разработчики стенда смогут работать над дальнейшим усовершенствованием коробки передач и ее испытанием. Ученые могут задавать определенные параметры, определять нагрузку и полностью контролировать весь процесс, устраняя вскрытые дефекты.

    "Вариаторная коробка передач - это вариация автоматики. Но ее устройство и принцип работы имеют существенные отличия от классической автоматической коробки переключения передач. Это бесступенчатая трансмиссия, в состав которой входят вариатор, узел, осуществляющий разъединение двигателя с вариатором, система управления, механизм заднего хода, - поясняет Александра Генералова. - В связи с тем, что разработкой вариаторных коробок передач в нашей стране практически никто до недавних пор не занимался, владельцы таких авто сталкивались с целым рядом проблем: покупка и ремонт запчастей, малое количество сервисов, способных осуществлять ремонт".

    В ПГУ предложили модернизировать элемент трансмиссии для привода транспортных средств, а именно шкив. Это колесо на оси или валу, предназначенное для поддержки движения и изменения направления натянутого троса или ремня, а также передачи мощности. Именно благодаря шкиву происходит переключение скоростей - с низкой на высокую и наоборот.

    Испытания усовершенствованной вариаторной коробки и стенда проходят успешно. Причем они стандартизированные, то есть отвечают ГОСТам. Обкатывают и испытывают коробки передач в двух режимах - в холостом и под нагрузкой. Уже есть первые результаты - КПД коробки со штатным шкивом оказался выше аналогов на восемь процентов.

    В планах наладить сотрудничество с АвтоВАЗом. Стенд для тестирования коробки переключения передач способен сэкономить немалые средства автомобильным заводам, а также проводить испытания в удобном режиме. Сейчас в большинстве случаев они проводятся в условиях открытых полигонов.

    Пензенский стенд можно устанавливать в цехах и лабораториях, чтобы лучше разбираться в эксплуатационных параметрах и работоспособности коробки передач.

    Поделиться