Комментируя параметры бюджета Воронежской области на следующие три года, председатель Воронежской областной думы Владимир Нетесов отметил, что документ максимально сбалансирован и выверен.
- Приоритеты остаются неизменными, несмотря на все внешнеполитические и экономические вызовы. Они будут обеспечены финансированием и в плановом периоде. Это реализация нацпроектов и обеспечение стабильной работы учреждений соцсферы области, выполнение социальных обязательств, расширение и поддержание в надлежащем порядке сети социальной, дорожной и инженерной инфраструктуры. Все социально значимые расходы проиндексированы, размеры социальных выплат населению увеличены, предусмотрены средства на содержание новой сети учреждений и другие актуальные задачи, - отметил Нетесов.
В то же время, отметил спикер регионального парламента, продолжаются консультации депутатского корпуса по вопросу включения в проект бюджета на среднесрочную перспективу новых пунктов для реализации. В том числе это касается развития инфраструктуры в муниципальных образованиях, реновации различных значимых объектов, а также решения социальных задач.
Провели заседание, посвященное формированию расходных статей бюджета на сферу здравоохранения, образования, культуры и спорта, социальные вопросы, председатель комитета по бюджетной политике, налогам и финансам Иван Воробьев, первый вице-спикер облдумы Александр Солодов и заместитель председателя регионального парламента Сергей Рудаков. К участию были приглашены заместители председателя правительства Воронежской области Владимир Попов и Олег Мосолов, профильные региональные чиновники.
Предваряя обсуждение проекта бюджета, министр экономического развития региона Данил Кустов рассказал о прогнозе социально-экономического развития Воронежской области на 2024 год и плановый двухлетний период.
Он сообщил, что по итогам 2023 года прогнозируемый объем валового регионального продукта составит почти 1,432 триллиона рублей, что на полтора процента выше уровня 2022 года. Рост экономики области в 2024 году составит 102 процента, далее он ускорится. В среднесрочной перспективе ожидается более интенсивный промышленный рост: объем промышленного производства к 2026 году увеличится на 9,7 процента. В 2024 году прогнозируется увеличение объемов производства сельхозпродукции.
В среднесрочной перспективе ожидается восстановление положительной динамики инвестиций с ежегодными темпами 102,6 процента (в РФ - 102,2). Среднегодовая инфляция в регионе соответствует общероссийским тенденциям.
Согласно базовому варианту прогноза, начиная с 2024 года ожидается сохранение темпов устойчивого роста заработной платы в среднесрочной перспективе на 9-10 процентов ежегодно.
- В целом прогноз на 2023-2026 годы традиционно умеренно оптимистичен. Мы ожидаем, что динамика макроэкономических показателей в регионе будет лучше, чем в среднем по России, - резюмировал докладчик.
Депутаты задали министру ряд уточняющих вопросов, в том числе о методике формирования показателей, используемых при составлении прогнозов и влияющих на определение параметров бюджета.
Затем министр финансов Воронежской области Надежда Сафонова представила депутатам проект закона "Об областном бюджете на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов". Она сообщила, что документ был согласован с Минфином РФ и получил положительное заключение.
- Проект сформирован с учетом основных направлений бюджетной и налоговой политики, прогноза социально-экономического развития области, изменений законодательства и бюджетных новаций, - подчеркнула она.
Собственные налоговые и неналоговые доходы областного бюджета в 2024 году увеличатся к 2023 году на 5,8 процента (или 7,9 миллиарда) и составят 144 миллиардов 93,7 миллиона рублей.
Традиционно в структуре собственных доходов преобладают налог на прибыль организаций - 32,8 процента и налог на доходы физических лиц - 31,2 процента. По всем остальным налоговым доходам также сохраняется положительная динамика.
Общий объем источников финансирования областного бюджета на 2024 год запланирован в сумме 180 миллиардов 787,9 миллиона рублей (из них доходы - 168 миллиардов 857,3 миллиона). Как пояснила Надежда Сафонова, часть федеральных трансфертов будет уточнена ко второму чтению бюджета РФ.
Расходы областной казны на 98 процентов сформированы в рамках государственных программ.
Далее парламентарии подробно рассмотрели формирование расходных статей бюджета на сферу здравоохранения, образования, культуры и спорта, социальную политику, мероприятия в сфере труда и занятости. От парламентариев поступил ряд предложений по реализации различных проектов на территории округов. Также они рекомендовали рассмотреть возможность увеличения финансирования на развитие культуры и спорта.
Кроме того, депутаты уточнили параметры уровня долговой нагрузки региона. Надежда Сафонова отметила, что госдолг Воронежской области стабильно находится на экономически безопасном уровне. Минфин России ежегодно оценивает наш регион как субъект с высоким уровнем долговой устойчивости. При этом ожидается, что за период с 2024 по 2026 годы объем государственного долга снизится более чем на два миллиарда рублей.
Заключение Контрольно-счетной палаты региона на проект бюджета представил ее руководитель Игорь Селютин. Он отметил, что КСП рекомендует его для принятия в первом чтении.
Основные параметры бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области на следующие три года депутатам представил его директор Александр Данилов. Парламентарии обсудили с докладчиком актуальные вопросы финансирования отрасли, охвата граждан профилактическими медосмотрами и лекарственного обеспечения.
Замечаний и предложений к документу не поступило, поэтому депутаты также рекомендовали его к принятию в первом чтении.