14.11.2023 03:00
    Поделиться

    Вся опорная сеть автодорог России будет снабжена достойным сервисом

    Вся опорная сеть автодорог России будет обеспечена достойным сервисом. Около 30 современных многофункциональных зон дорожного сервиса (МФЗ) построят к 2025 году, а к 2030-му - более 120. Это площадки отдыха, АЗС, СТО, мотели, кафе, аптеки, информационные стенды, Wi-Fi, мусоросборники и многое другое. Каждый новый объект сервиса будет учитывать архитектурный стиль региона.
    Опорная сеть автодорог нашей страны в ближайшие годы будет обеспечена достойным придорожным сервисом.
    Опорная сеть автодорог нашей страны в ближайшие годы будет обеспечена достойным придорожным сервисом. / Пресс-служба Росавтодора

    Чтобы обеспечить дорожную сеть достойным сервисом, Росавтодор инициировал создание рабочих групп на базе подведомственных ФКУ. Сюда вошли региональные власти, отвечающие за дорожное хозяйство, туризм и экономическое развитие, и представители бизнеса. Уже в этом году планируется определить перспективные локации и минимальные стандарты зон сервиса. В планах - заключение дополнительных соглашений к подписанным меморандумам с субъектами РФ о комплексном развитии МФЗ и улучшении уже работающих объектов сервиса.

    Как отметил первый замминистра транспорта РФ Андрей Костюк, качественные дороги перестали ассоциироваться исключительно с ровным покрытием. Теперь это комплексная технологическая среда со своей современной и многофункциональной инфраструктурой, высоким уровнем сервиса. По его словам, только на федеральной сети находится более 14 тысяч объектов дорожного сервиса.

    "Мы видим большой фронт работ по формированию многофункциональных зон. При этом ждем свежих идей не только от бизнеса, но и в будущем от молодых специалистов индустрии туризма. Причиной многих ДТП является снижение концентрации из-за усталости водителя, поэтому наша главная обязанность - обеспечить условия для качественного отдыха в пути", - рассказал Андрей Костюк.

    В качестве примера приведем МФЗ, открытые в 2019 году и расположенные на 26-м км справа и на 25-м км слева федеральной трассы А-290 Новороссийск - Керченский пролив на подъезде к Крымскому мосту. Строительство объектов стало возможным благодаря реализации Концепции развития дорожного сервиса Росавтодора и разработанной на ее базе Генеральной схемы размещения объектов дорожного сервиса. Федеральное дорожное агентство реализовало пилотный проект совместно с "Лукойл - Югнефтепродукт" и администрацией Краснодарского края. Росавтодор в рамках строительства автомобильной дороги выполнил работы по устройству площадок отдыха. Важно, что МФЗ были открыты практически сразу после ввода в эксплуатацию Крымского моста и подходов к нему: тем самым люди единовременно получили комплексную инфраструктурную услугу. Сегодня эти зоны максимально развиты: здесь действуют площадки отдыха, АЗС, магазины, моечные пункты и станции технического обслуживания.

    Если же говорить о планах, то, например, на территории Татарстана на трассе Казань - Екатеринбург предусмотрено 18 площадок отдыха с перспективой их развития в многофункциональные зоны дорожного сервиса. Сейчас ведется работа по оформлению земельных участков под эти площадки и МФЗ. До конца следующего года строительство мест отдыха закончат.

    На обходе Нижнекамска и Набережных Челнов установлено 8 площадок под строительство МФЗ, по 4 площадки в каждом направлении движения.

    Еще 10 таких пространств будет построено в рамках реконструкции участков трассы М-7 "Волга" в трех районах Татарстана, от Набережных Челнов до границы с Башкирией.

    По словам замруководителя Росавтодора Игоря Костюченко, ключевое понятие сегодня - клиентоцентричность, то есть направленность на конкретного человека с его обоснованными запросами на уровень качества предоставляемых услуг.

    В Дорожной ассоциации "Содружество эксплуатирующих организаций" (ДА "СЭО") считают, что деятельность, возглавляемая Росавтодором, уже клиентоориентирована. Нацпроект "Безопасные качественные дороги" учитывает мнения граждан при формировании адресной программы, отраслевые нормативно-технические документы отражают мнение и позицию профессионального сообщества, их разработка сопровождается широким обсуждением.

    "Наличие опорной сети подразумевает одинаковые требования к содержанию и уровню комфорта для всех участков дорог в ее составе. Обеспечение этих требований - нормативное и финансовое - важнейшая задача дорожной отрасли в целом. И тезис "дорога как услуга" стал очередным шагом на пути реализации системного подхода в дорожной деятельности", - считают в ДА "СЭО".

    Необходимо обеспечить водителям условия для качественного отдыха в пути

    Андрей Попов, директор по инвестициям и стратегическому развитию Фонда "Транспортные инновации Москвы", считает, что реализацию задачи по клиентоориентированности нужно начинать с проведения глубинных интервью с автопутешественниками, водителями грузовиков, жителями населенных пунктов, через которые проходит трасса. Скорее всего, для путешественников в приоритете будут цифровые аудиогиды или доступное и качественное горячее питание. Размещение в зонах МФЗ роботизированных кафе может оказаться удачным решением. Водителям грузовиков важно соблюдать режим труда и отдыха. Расстояние между МФЗ и наличие оборудованных зон отдыха здесь ключевой вопрос.

    "Клиентоориентированность - это результат непрерывного исследования потребностей и проблемных зон. Если об этом не забывать, то удастся реализовать обозначенное направление по развитию услуги на 100 процентов", - говорит Андрей Попов.

    Российские автомобильные дороги - это полноценная услуга, которая включает безопасное движение, объекты придорожного сервиса, ИТС, цифровые сервисы, элементы дорожного обустройства, разумный скоростной режим. И конечно, здесь важно уделять внимание экологическим аспектам.

    Ликвидация шумовых загрязнений, компенсационная высадка деревьев и кустарников, мероприятия по сохранению популяции рыбы в водоемах, устройство очистных сооружений и информационно-просветительская работа - этим направлениям подведомственные Росавтодору учреждения уделяют большое внимание. Например, за 2022 год было высажено более 23 тысяч сеянцев сосны на территории Заудинского лесхоза в Бурятии. Высадки проводились на местах прошлогодних пожаров, и это приведет к восстановлению сгоревших лесов.

    В мае 2022 года в реку Барабашевку Хасанского района Приморского края дорожники выпустили около 19 тысяч мальков кеты. Мероприятия проводились во время строительства и реконструкции участка автодороги А-370 "Уссури" Хабаровск - Владивосток (км 687 - км 703). При ремонте моста через реку Ерзовку на 667-м километре трассы Р-228 Сызрань - Саратов - Волгоград, в Волгоградское водохранилище выпустили более 17 тысяч мальков стерляди.

    Установка локальных очистных сооружений и современных систем организованного водоотвода - важная экологическая задача. Во-первых, это очистка стоков от взвешенных веществ и от загрязнений нефтепродуктами, во-вторых, очистка поверхностных ливневых стоков с полотна дорог и мостовых сооружений. Наиболее загрязненными считаются дождевые и талые стоки с поверхности дорог. Эти воды составляют до 70 процентов годового объема стока. Искусственные сооружения для очистки воды считаются безопасными для окружающей среды.

    Например, на федеральных трассах Забайкалья в 2022 году на всех ремонтируемых искусственных сооружениях устроили простейшие очистные системы - железобетонные колодцы, заполненные фильтрующим материалом.

    "Экологическими вопросами прилегающих территорий заниматься необходимо. И эта необходимость отражена в ряде ключевых нормативных документов, в первую очередь в ГОСТ Р 59205-2021. В России с принятием ГОСТ Р 58947 появилась нормативная база для строительства экодуков, в обязательном порядке проектируются и строятся локальные очистные сооружения", - говорит Светлана Жадёнова, директор Ассоциации организаций по развитию дорожного образования. "Росавтодор, безусловно, учитывает экологический аспект при планировании, строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог. Но удовлетворение экологических требований напрямую влияет на рост затрат как на новое строительство, так и на последующее содержание автомобильных дорог", - говорят в ДА "СЭО".

    На федеральной сети находится более 14 тысяч объектов дорожного сервиса

    Клиентоориентированные дороги - это еще и разнообразная инфраструктура. Например, в Северной Осетии в строй ввели противолавинную галерею и автостоянку площадью в 12 футбольных полей. Первый объект расположен на лавиноопасном участке Транскама, второй - на строящемся обходе Владикавказа (II и III очереди), что в составе трассы Р-217 "Кавказ".

    В конце прошлого года на подъезде к Владикавказу со стороны Архонской открыли бесплатную стоянку. Площадь парковки - 90 тысяч квадратных метров. Территория рассчитана на 400 тяжеловесных и 250 легковых автомобилей.

    Три слоя асфальтобетона, разметка из термопластика, тротуарная плитка в пешеходных зонах, электроосвещение, детские площадки, беседки и туалеты, круглосуточный диспетчерский пункт управления, камеры видеонаблюдения - таковы характеристики нового паркинга. Грузоперевозчики смогут узнать о состоянии проезда и погодных условиях на пути к границе с Грузией, пользуясь табло переменной информации.

    Необходимо также отметить, что все объекты строительства, реконструкции и капитального ремонта проходят государственную экспертизу проектной документации и отвечают требованиям нормативных документов в части доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения объектов дорожной инфраструктуры (ГОСТ Р 59432-2021 "Дороги автомобильные общего пользования. Доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения. Общие требования").

    Увеличивается общее количество объектов, частично или полностью соответствующих требованиям доступности для маломобильных групп граждан: остановочные пункты, общая численность зон отдыха, наземных пешеходных переходов, искусственных сооружений, общая протяженность тротуаров.

    Благодаря нацпроекту городские и сельские улицы становятся доступными для маломобильных граждан. Масштабные мероприятия по обустройству дорожных объектов элементами безбарьерной среды в ближайшие годы развернутся в Севастополе, Краснодарском и Хабаровском краях, Курганской и Нижегородской областях.

    "Акцент на социально значимые изменения для пользователей дорог во всех без исключения субъектах РФ - именно такую задачу поставило перед нами руководство страны. Сегодня жители регионов рассматривают дорогу как комплексный продукт, который должен отвечать самым высоким требованиям качества. При этом удовлетворенность наших пользователей складывается не только из качества дорожного полотна, а из целого перечня различных факторов. Это и доступность сопутствующих услуг, и безопасность, и даже эстетическая составляющая. Основная цель нашей работы - создание комфортных условий для жизни населения и развития бизнеса. И сейчас, в условиях беспрецедентного внешнего давления, это особенно важно", - отмечает руководитель Росавтодора Роман Новиков.

    Поделиться