03.11.2023 12:19
    Поделиться

    Журналист Юрий Светов о Темирканове: Ленинград он считал своим главным везением

    Ушел из жизни маэстро Юрий Темирканов. Петербургский журналист и политолог Юрий Светов дружил с ним много лет и поделился воспоминаниями с "РГ".

    "Так сложилось, что имена у нас одинаковые, и родились в один день 10 декабря, с разницей в пять лет, и много-много лет это было предметом шуток. 10 декабря Юрию Хатуевичу Темирканову исполнилось бы 85! К юбилею готовились, несмотря на его нежелание обсуждать эту тему. Теперь без него….

    Впервые я имел честь быть приглашенным на 40-летие Юрия Хатуевича. Тогда он уже два года работал в Кировском театре. С его приходом словно шквал свежего воздуха пронесся по старинному зданию. Понятно, премьеры современных опер "Петр Первый" Андрея Петрова и "Мертвые души" Родиона Щедрина, на которые ломилась ленинградская и московская публика. Но совершенно в новом свет предстали постановки "Евгения Онегина" и "Пиковой дамы" Чайковского - с них словно пыль стерли.

    Мне выпало огромное счастья с разрешения Юрия Хатуевича бывать на обсуждении разных деталей будущего спектакля между ним и художником-постановщиком Игорем Ивановым. Сидел тихонько в уголке на самом верху театра в хозяйстве Игоря и слушал-слушал-слушал. Потрясающее знание Пушкина, психологическое обоснование поступков, жестов, движений героев. Темирканов постоянно подчеркивал, что идти надо от музыки, пользовался подлинником партитуры, по которой дирижировал Чайковский - говорил, что чувствует через нее замыслы композитора. Когда критики выражали несогласие, будто неправильно делается вызов на дуэль или что Онегин не мог броситься поднимать убитого им Ленского, у маэстро были мотивированные доказательства, почему он видит эти мизансцены именно так. Перед глазами до сих пор, как он показывал хору сцену, когда девушки собирают ягоды с кустов в барском саду и поют. Сбрасывает модный пиджак с плеч, и красавец кабардинец словно превращается в грациозную русскую молодуху…

    Когда шла работа на "Борисом Годуновым" Мусоргского, в ней участвовало много авторитетных историков того времени, и Юрий Хатуевич вел полемику с ними как равный с равными. Его спектакли открыли миру новых оперных звезд: Юрий Марусин, Сергей Лейферкус, Лариса Шевченко, Алексей Стеблянко, Татьяна Новикова. И по-иному заблистали признанные певцы Владимир Морозов, Ирина Богачева, Николай Охотников, Галина Ковалева, Людмила Филатова…. Стоит напомнить, что при Темирканове в Кировский театр был приглашен Валерий Гергиев - победитель конкурса Герберта фон Караяна. Потребовалось приложить немало усилий, чтобы преодолеть предубеждение и в самом театре, и во властных структурах. Стажировался у Юрия Хатуевича в театре и Николай Алексеев, ныне главный дирижер филармонии.

    Пару раз довелось слушать спектакли в ложе вместе с матерью Темирканова Блиной Питуевной. Было приятно смотреть, как она гордиться сыном, внешне никак это не показывая. Ее муж, до войны руководитель культуры республики, погиб в 1942 году, будучи комиссаром партизанского отряда. Советская власть - ныне трижды проклятая - помогла вдове фронтовика вырастить четверых детей: два сына стали дирижерами, один художником, дочь певицей. Когда сын сообщил, что впервые приглашен на гастроли в Германию, очень переживала, как можно ехать к тем, кто убил его отца.

    Темирканов считал главным везением в жизни, что попал в Ленинград: сначала в музыкальное училище при консерватории, потом в саму консерваторию. Не раз видел, с каким уважением относился он к своему наставнику Илье Александровичу Мусину, причем это не исключало взаимного подтрунивания.

    Петербург любил самозабвенно. Было время - ходили из филармонии до его дома пешком, знал множество исторических подробностей о центре города. Избрание Почетным гражданином Санкт-Петербурга было предметом особой гордости. Как говаривал, "награды я люблю, но до момента получения" - потом терял к ним интерес.

    В 1988 году Юрий Хатуевич перешел на работу в филармонию. На мой вопрос, не жалко ли покидать театр, сказал, что он прежде всего дирижер симфонического оркестра и всегда хотел сюда вернуться. В декабре того года ему исполнилось 50. Юбилей прошел незамеченным властью, собрались друзья в "Прибалтийской" и чествование прошло как никогда душевно.

    Он был одним из самых начитанных людей, каких я знал. Он читал постоянно, обо всем, что его интересовало, как говорят, всегда был в курсе. Но показывать это не любил, как и то, сколь много он работает. Мол, пусть думают, что это все плоды вдохновения и наития. А каким он был элегантным, всегда! Не только на публике. Композитор Андрей Петров любил определение "петербургский европеец", применительно к Темирканову он это повторял неоднократно.

    Естественно, по-журналистски я пытал его, кто же первый дирижер в мире. Ответ обескуражил - Серджиу Чилибидаке (немецкий дирижер румынского происхождения). Спросил - почему он, а не Вы? Посмеялся и пересказал байку про Давида Ойстраха, который на подобный вопрос ответил, что он в мире второй скрипач. "Кто же первый?" - "Их много!"

    Последний полноценный юбилей Юрия Хатуевича был в декабре 2018 года, ему исполнилось 80 лет, он стал полным кавалером ордена "За заслуги перед Отечеством". Как и в прежние юбилеи, на концерт в Большом зале филармонии приехал президент России Владимир Путин, был он и на товарищеском ужине в Юсуповском дворце, сказал очень теплые слова про маэстро.

    А потом у Юрия Хатуевича началась горестная полоса. Уходили из жизни родные и близкие, даже до 50 лет не дожил единственный сын Володя. Болезни, трудное решение завершить концертную деятельность. Вспомним Жуковского: "Не говори с тоской: их нет; Но с благодарностию: были".

    Поделиться