30.10.2023 03:00
Поделиться

Участие в Инициативе укрепляет партнерство между странами на высоком уровне

Когда российский востоковед Юрий Тавровский решил в очередной раз посетить Китай в 2015 году, чтобы больше узнать о современной интерпретации Шелкового пути, он был удивлен, увидев значительные преобразования в рамках этой инициативы. С 2015 года он и его жена посетили Китай пять раз. Отправившись в Шанхай, они проследовали на запад, фотографируя и делая подробные записи. Его исследование было опубликовано в августе 2017 года в книге "Новый Шелковый путь".
Дети знакомятся с традиционной китайской культурой в Москве.
Дети знакомятся с традиционной китайской культурой в Москве. / Цао Ян / Синьхуа

Эксперт, ныне являющийся также председателем Экспертной комиссии Российско-Китайского комитета дружбы, мира и развития, назвал предложенную председателем Си Цзиньпином инициативу "Один пояс и один путь" "главным проектом XXI века", добавив, что эта инициатива предоставила миру крупнейшую платформу для международного сотрудничества и стала важным социальным продуктом, который может предложить другим Китай. Отметив, что в этом году также исполняется 10 лет со дня создания инициативы, Тавровский подчеркнул, что его исследование пролило свет на то, как эта инициатива будет способствовать общему развитию стран-партнеров.

Посредством взаимных визитов, двусторонних встреч, видеоконференций и телефонных разговоров главы Китая и России на протяжении многих лет часто общались: углубленно и откровенно. Они продвинули двусторонние отношения и сотрудничество в различных областях, таких как экономика, торговля, инвестиции, энергетика, наука и технологии, а также межличностный и культурный обмен и взаимодействие на местном уровне. С тех пор как Китай и Россия установили дипломатические отношения 74 года назад, их народы работали вместе, чтобы создать лучшее будущее и разделить дивиденды общего развития. Ярким примером является синергия между инициативой "Один пояс и один путь" и Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС).

Начальный этап переговоров между Китаем и Россией по координации между инициативой "Один пояс и один путь" и ЕАЭС завершился в мае 2015 года подписанием совместной декларации об объединении двух интеграционных проектов и создании эры свободной торговли. Правительства двух стран также определили приоритеты сотрудничества: расширение торговли, поддержание стабильности, устойчивого развития и экономической интеграции региона, создание совместных индустриальных парков и трансграничных экономических зон, улучшение связей и инфраструктуры, поддержка малого и среднего предпринимательства и проведение взаимных финансовых операций в национальных валютах.

Второй этап переговоров представителей Китая и России по сближению инициативы "Один пояс и один путь" и ЕАЭС включал составление перечня совместных инфраструктурных и транспортных проектов, переговоры о гармонизации правового, технического и тарифного регулирования между двумя экономическими пространствами и подписание соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве, которое создаст правовую основу взаимных экономических отношений.

Второй этап сотрудничества завершился подписанием соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между Китаем и ЕАЭС в мае 2018 года. Соглашение регулирует 13 сфер, включая таможенные и торговые процедуры, защиту интеллектуальной собственности, снижение нетарифных барьеров и поддержку для электронной коммерции, прозрачности и обмена информацией.

Интересно, что в преамбуле соглашения упоминается важность региональной интеграции посредством сближения инициативы "Один пояс и один путь" и ЕАЭС. Тем не менее путь к соглашению о свободной торговле остается долгим. Ладислав Земанек, чешский исследователь из Института Китая и стран Центральной и Восточной Европы (China-CEE Institute), говорит, что некоторые ученые полагают, что общее евразийское экономическое пространство может быть создано к 2030 году.

Для России китайская инициатива пришла в нужное время, говорит Земанек, добавляя, что Пекин придерживается глобальной стратегии, в то время как Москва стремилась реинтегрировать постсоветское пространство, что привело его к ЕАЭС, который был создан в январе 2015 года.

Большая панда Жуи празднует свой шестой день рождения 31 июля 2022 года в московском зоопарке. Фото: Бай Сюэци / Синьхуа

Таким образом, существует больше возможностей, чем когда-либо прежде, для углубления связей между Китаем и Россией и развития инициативы "Один пояс и один путь". За последние 30 лет китайско-российские отношения постепенно улучшались, прежде чем достигли пика. Китай также является основным торговым партнером России, при этом встречи и переговоры проводятся регулярно на различных форумах - ШОС, БРИКС и РИК (Россия - Индия - Китай), а также во время эксклюзивных президентских визитов.

Артисты на церемонии закрытия российско-китайского циркового фестиваля "Дружба" в Санкт-Петербурге. Фото: Ирина Мотина / Синьхуа

"За последние 10 лет китайско-российские отношения вступили в новую эпоху: двустороннее сотрудничество достигло новых результатов, а стратегическая координация вышла на новый уровень", - заявил посол Китая в России Чжан Ханьхуэй. Отметив, что в этом году исполняется 10 лет предложениям о сообществе единой судьбы человечества и инициативе "Один пояс и один путь", посол сказал, что Россия стала важным партнером Китая в рамках инициативы "Пояса и пути", и две страны объединили усилия в построении сообщества единой судьбы человечества, а внутренняя динамика и особая ценность двустороннего сотрудничества стали более очевидными. "За последние 10 лет китайско-российское всеобъемлющее партнерство и стратегическое взаимодействие в новую эпоху выдержало испытание нестабильной международной ситуацией и стало более зрелым", - сказал Чжан Ханьхуэй. Товарооборот между Китаем и Россией в первом квартале 2023 года составил примерно 393,18 миллиарда юаней, что на 38,7 процента больше, чем за аналогичный период 2022 года.

За последние 10 лет китайско-российские отношения вступили в новую эпоху

Сун Куй, президент Научно-исследовательского института современной китайско-российской региональной экономики, сказал газете Global Times: "Сильный импульс роста соответствует ожиданиям рынка, поскольку лидеры двух стран прояснили направление двустороннего сотрудничества. Прагматичное экономическое сотрудничество стало непреодолимой тенденцией".

В рамках инициативы "Один пояс и один путь" были запущены некоторые показательные проекты, такие как трансграничный автомобильный мост Хэйхэ - Благовещенск, трансграничный железнодорожный мост Тунцзян - Нижнеленинское и другие пограничные речные мосты, в то время как трансграничная логистика и транспортные каналы были дополнительно расширены.

Автодорожный мост Хэйхэ - Благовещенск способствовал увеличению торговли между Китаем и Россией. Фото: Цюй Цилун / Asia News Photo

Трансграничный автомобильный мост Хэйхэ - Благовещенск является первым автомобильным мостом Китай - Россия, который простирается от Хэйхэ, приграничного города в провинции Хэйлунцзян на северо-востоке Китая, до российского города Благовещенска через реку Хэйлунцзян.

Автодорожный мост в своей первоначальной концепции должен был не только обеспечить транзит товаров, но и привести к новым экономическим зонам и облегчить пассажирские перевозки между Хэйхэ, где проживает около 1,3 миллиона человек, и Благовещенском с населением около четверти миллиона человек. Наряду с открытием автодорожного моста Хэйхэ - Благовещенск в июне 2022 года Китай и Россия создадут зону трансграничного экономического сотрудничества для содействия всестороннему партнерству и дальнейшей открытости между Китаем и Россией, а также для удовлетворения растущего спроса на торговлю между нашими странами.

"Мост Благовещенск - Хэйхэ имеет особое символическое значение в современном разобщенном мире. Он станет еще одной нитью дружбы, связывающей народы России и Китая", - сказал Юрий Трутнев, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе.

Автодорожный мост Китай - Россия облегчает торговлю между Северо-Восточным Китаем и Дальневосточным регионом России, дополняя существующие каналы, связывающие две страны, включая железные дороги, внутренние водные пути, морские перевозки и трубопроводы, говорит Чжан Хун, младший научный сотрудник Института России, Восточной Европы и Центральной Азии Китайской академии общественных наук.