Поделиться

    Как уместить на тротуаре пешеходов, велосипедистов и самокатчиков

    В будущем году в Петербурге появится цифровой сервис, в котором будут агрегированы данные перемещений всех городских велосипедистов. Эта идея, предложенная активистами "Петербургского велообщества", будет реализовываться в парковочном приложении ГЦУП.

    Предполагается, что это поможет более качественно анализировать существующие потоки данного вида транспорта на улицах города. А это, в свою очередь, позволит более эффективно планировать инфраструктуру: велосипедные дорожки, парковки, точки хранения техники.

    Впрочем, как показывает практика, именно планирование - не самое слабое звено развития велоинфраструктуры. За последний десяток лет каких только планов и проектов в Петербурге не презентовали! А сколько из них даже до презентации не дошло. Взять хотя бы комплексную схему организации дорожного движения 2018 года. В ее рамках предлагалась научно разработанная схема будущего развития городских веломаршрутов, но в опубликованную версию она так и не вошла. А в 2019 году на Международном велоконгрессе тогда главный архитектор города и председатель КГА Владимир Григорьев представил концепцию организации велосипедного движения на Васильевском острове.

    - У меня до сих вызывает недоумение полное игнорирование этой фундаментальной научно-практической работы, которую по специальному заказу КГА делали в НИПЦ Генплана, - говорит председатель Совета Северо-Западной ассоциации развития пешеходной и велосипедной инфраструктуры "Пошли-поехали" Константин Мазеин. - Это очень глубоко проработанный материал. Помимо этой концепции, в городе были и другие стратегические разработки, но также без какого-либо внятного продолжения.

    Даже принятая к реализации велоконцепция 2011 года за эти годы выполнена в основном лишь по части организации велопарковок вблизи некоторых станций метро и вокзалов. Что же касается разработанных когда-то маршрутов, то они реализованы едва ли на 10 процентов.

    - Велоинфраструктура находится в зачаточном состоянии, - продолжает эксперт. - Она не представляет собой связную сеть, на ней много разрывов и опасных мест. Единственный маршрут, связывающий спальные районы с центром, - это Луначарского - Пискаревский - Свердловская набережная. Еще один радиальный маршрут по Бухарестской улице обрывается у Волковского кладбища и требует продолжения.

    Кстати, наглядной иллюстрацией разрыва между желаемым и действительным может служить карта "ГЦУП стратегическая схема", опубликованная на сайте городского Центра управления парковками. Это план развития опорной сети веломаршрутов. На фоне хаотичных и никак между собой не связанных зеленых линий (планируемое) видны совсем уж редкие и короткие отрезки синего цвета - то, что существует сейчас в реальности.

    Между тем сейчас идет работа над еще одной очередной городской велоконцепцией. В Смольном над ней трудятся два комитета: по транспорту и по благоустройству. В части новых застраиваемых территорий привлекают застройщиков. Как сообщили в Центре управления парковками, который выступает заказчиком работы, срок готовности документа определен ноябрем 2023 года. Публичное представление планируется в декабре.

    С одной стороны, новая концепция развития велоинфраструктуры, конечно, необходима. Сейчас велосипед есть примерно у каждого второго петербуржца. А как прогнозируют в "Пошли-Поехали", в течение двух-трех лет количество велосипедов и СИМ выравняется. С другой стороны - у экспертов есть вполне обоснованные опасения, что какой бы прекрасной ни оказалась сама концепция, она никак не застрахована от отправления в небытие. Так, велоконцепция 2011 года обошлась налогоплательщикам в четыре миллиона рублей.

    Основную проблему трафика сами велосипедисты видят в функциональном дисбалансе улиц.

    - Многие ГОСТы, которыми руководствуются современные проектировщики, безнадежно устарели, - считает петербуржец Геннадий Серов. - Надо менять весь подход к проектированию и строительству дорог в городах. У каждого должно быть свое пространство: проезжая часть для машин, велодорога для велосипедов и самокатов, выделенные полосы для общественного транспорта и тротуар для пешеходов.

    Где взять дополнительное пространство на и без того узких тротуарах Северной столицы, спросите вы. По мнению Геннадия Серова, в России слишком широкие полосы для автомобилей. Их сужение поможет, во-первых, сделать улицы безопаснее. Европейские исследования доказали: чем шире полосы, тем сложнее водителям соблюдать скоростной режим. А во-вторых, даст резерв для велодорог, не затрагивая тротуаров.

    Поделиться