Поделиться

    Станет ли Петербург законодателем российской моды

    Отечественная легкая промышленность сегодня на подъеме. Об этом свидетельствуют и рост объема производства, и размер предлагаемой в вакансиях заработной платы. В этом году объем товара петербургской легкой промышленности за первое полугодие оценен в 25,6 миллиарда рублей, что на 16,7 процента больше, чем в тот же период прошлого года. А ведь и предыдущие два года были для отрасли относительно успешными.

    По данным кадровой платформы НН.Ru, за последний год спрос на швей в Петербурге вырос на 28 процентов. А в целом по отрасли городская потребность в разного рода специалистах увеличилась на четверть.

    Среди причин эксперты называют рост объема госзаказа на пошив рабочей и спецодежды, а также выход на рынок новых отечественных брендов. За последний год благоприятными условиями для выхода на рынок воспользовались десятки петербургских модельеров. Они начали активно наращивать объемы, используя шанс заявить о себе и раскрутить собственную марку, пока есть неудовлетворенный спрос на повседневную и дизайнерскую одежду во всех ценовых сегментах.

    - Востребованность производственников в легкой промышленности очень возросла, - говорит владелица небольшого производства вязаного трикотажа Анна Силина. - Зарубежные бренды ушли, на их места приходит большое количество маленьких отечественных компаний. При этом они заинтересованы в производствах, готовых отшивать небольшие заказы. Причем расположенных не в Киргизии, Китае, Турции, а желательно в том же городе или регионе.

    Но готов ли к такому всплеску активности модельеров и росту потребительского спроса местный рынок производителей? И в каком ценовом сегменте окажется продукция отечественных брендов при условии удорожания логистики поставок зарубежных тканей, фурнитуры, оборудования, отсутствия необходимого количества рабочих рук?

    По мнению создателя общероссийского сообщества предпринимателей швейного бизнеса Антона Гуреева, Петербург не самая удачная локация для развития швейного бизнеса. И главная проблема - наем рабочего персонала. Конечно, сегодня в России кадровый голод есть во всех отраслях. Но в Северной столице отрасль в особом дефиците. Как пояснили в НН.Ru, в настоящий момент на одну вакансию швеи в Петербурге в среднем претендуют только два кандидата.

    - Это в четыре раза меньше, чем требуется работодателям с учетом развития бизнеса и постоянной потребности в кадрах, - поясняет руководитель пресс-службы компании Мария Бузунова. - Кадровый дефицит по этой профессии ярко выражен, и подобная ситуация длится уже более 10 лет. Чуть лучше ситуация с управленческими кадрами - на одну вакансию претендуют четыре-пять человек.

    И даже рост зарплат не дает желаемого эффекта. Доход в целом по отрасли легкой промышленности в Петербурге за последний год увеличился на четыре-шесть тысяч рублей. Уровень дохода у швей и портных колеблется от 57 до 91 тысячи рублей в зависимости от квалификации. Иногда это даже больше, чем ставка управленческого персонала.

    По мнению некоторых собственников производств, дело тут не столько в уровне зарплат, сколько в принципе в нехватке подготовленных кадров.

    - Сейчас у меня стоит несколько единиц вязального оборудования, потому что невозможно найти того, кто бы на нем умел работать, - говорит Анна Силина. - И мы, к сожалению, из-за этого тормозим заказчиков со сроками. Хотя спрос на вещи сейчас колоссальный.

    Исходя из этого многие модельеры предпочитают открывать собственные швейные производства, предполагая, что это снимет с них часть проблем, по крайней мере ускорит сроки выполнения заказов и уменьшит себестоимость конечного продукта. Отчасти это решение проблемы. Тем более что сейчас на рынке достаточно много финансовых инструментов на развитие бизнеса. Открыть швейный цех или мастерскую в Петербурге стоит крайне дешево. По средним оценкам - не более 1,5 миллиона рублей на оборудование и аренду помещения.

    Такая финансовая планка считается очень низкой точкой входа в бизнес.

    - Стать собственником швейного производства сегодня просто, - говорит Антон Гуреев. - Из-за малого стартового капитала туда стремятся зайти большое количество людей. И, к сожалению, новоиспеченные собственники далеко не всегда обладают высокими профессиональными компетенциями. И из-за этого быстро прогорают.

    С этим согласна и дизайнер, создатель собственной торговой марки Светлана Богданкова: стабильность швейного предприятия проверяется только с годами.

    - Несмотря на действительно благоприятное время для раскрутки брендов, дело это непростое, - говорит она. - Спрос - это еще не гарантия продаж. Сейчас все упирается в покупательную способность населения. То есть в сбыт. Да, люди не перестали покупать одежду, но сейчас они стараются экономить.

    И, конечно, многое зависит от цены на конечный продукт. А пока отечественные модели большой демократичностью цены все же не отличаются. Тем не менее эксперты уверены, что если найти и правильно занять свою нишу, то в швейной промышленности сегодня работать можно с действительно хорошей прибылью.

    Поделиться