Сегодня для фермеров существует два основных канала сбыта. Чаще всего их продукцию можно встретить на сельскохозяйственных рынках, но в последние годы этот канал практически перестал быть прибыльным, поскольку хозяевами рынков уже давно являются оптовики-перекупщики. Кроме того, за минувшие восемь-десять лет количество сельскохозяйственных рынков в стране уменьшилось на 56 процентов, а универсальных - на 42 процента, отмечает Сергей Митин. Зачастую мелким сельхозпроизводителям приходится преодолевать десятки километров, чтобы доставить свою продукцию на рынок, и транспортные расходы окончательно съедают и без того маленькую прибыль.
Еще один вариант - торговые сети. Количество магазинов продовольственного ретейла, в отличие от рынков, постоянно растет: сегодня в России их насчитывается более 66 тысяч. Однако товар туда нужно поставлять в больших объемах, обработанным, в упаковке и с массой сопроводительных документов. Выполнить эти условия - задача для большинства фермеров нерешаемая. Кроме того, работа в поле и с животными не оставляет им времени на хождение по кабинетам и оформление множества бумаг.
Первыми создать агроагрегаторы попробовали в Липецкой и Тульской областях. Инициаторами выступили торговые сети. Агрегаторы скупают у фермеров и прочих мелких сельхозпроизводителей продукцию, помогают решать вопросы с логистикой и оформлять договоры, занимаются упаковкой, маркировкой, обработкой и хранением товара. По словам Сергея Митина, свыше 200 грузовиков ежедневно отправляются с этих складов в разные регионы страны.
Агроагрегаторы - это аналоги фермерских потребкооперативов, о необходимости создания которых говорят уже много лет, отмечает Михаил Шконда, президент Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств и кооперативов Ленинградской области и Санкт-Петербурга, принимавший участие в разработке поправок.
Но, как показал опыт девяностых годов, чаще всего фермерам не удается прийти к обоюдному согласию. Это может сделать только государство, которое создает агроагрегатор в качестве некоммерческой организации с целью продать больше сельхозпродукции по цене, максимально устраивающей фермера. Такой же механизм действует в сфере гособоронзаказа, и этот опыт можно и нужно использовать.
Однако механизм работы агроагрегаторов нуждается в детальной проработке. Далеко не во всех регионах торговые сети готовы брать эту инициативу на себя, чаще всего ретейлеров устраивает работа с крупными агрохолдингами, у которых все в порядке и с объемами, и с упаковкой, и с документами, даже если качество поставляемых продуктов оставляет желать лучшего. Пока нет ответа на вопрос, куда "агроагрегаторные" грузовики повезут закупленный у фермеров товар.
- Как правило, торговые сети добровольно брать его не хотят, поскольку им нужен "раскрученный" продукт с хорошим оборотом. Значит, в данном случае нужно обязать их принимать фермерскую продукцию, и в любом случае это будет непросто, - считает Михаил Шконда. - Второй вариант - снабжать этой продукцией школы, детские сады, больницы и другие социальные учреждения. Третий - создавать собственные торговые точки. Но при этом нужно помнить, что реализация является отдельным видом бизнеса. Возможно, агреагрегатору стоит создать некое подобие маркетплейса или биржи.
И важно помнить еще одно направление взаимодействия - обратную связь для фермеров, которая позволит им судить, чего не хватает покупателям и какой товар им нужно производить в первую очередь. До сих пор у нас такой обратной связи нет, и планирование производства часто носит случайный характер.
Помимо всего прочего, необходимо устранить многие бюрократические препоны, которые мешают работать фермерам и которые точно так же будут создавать трудности агроагрегаторам, считает Сергей Моршнев, фермер из Шенкурского района Архангельской области.
- Допустим, у меня есть небольшое стадо коров, - говорит он. - Сейчас начинается сезон забоя. Но закон запрещает мне продавать мясо, поскольку я забиваю не в забойном пункте, а делаю это у себя, "хозспособом". Убойных пунктов в Архангельской области всего три. Но я же не повезу свою корову на забой за сто пятьдесят километров, это большие расходы на транспорт! Ведь есть ветеринарная служба, которая проводит осмотр животных перед убоем. Во время убоя они тоже проводят анализы. Затем ветслужба выписывает справку, что мясо соответствует нормам. И для сбыта мяса в России должно быть достаточно этой справки. И агроагрегатор данную проблему не решит.
По мнению Сергея Моршнева, для самых мелких представителей АПК больших проблем со сбытом нет. Включив русскую смекалку, они продают свой товар с помощью "сарафанного радио" и соцсетей. Агроагрегаторы потребуются для производителей покрупнее - например, со стадом крупного рогатого скота от 200 голов. Как подчеркнул Сергей Митин, работа над законопроектом продолжается, по ряду его положений ведутся консультации с кабмином.