Оперу Сергея Слонимского "Мастер и Маргарита" поставили в Самаре

Культовый роман Михаила Булгакова давно растиражировали на балеты, кинофильмы и даже симфонии.
В сцене "Бал-шабаш у сатаны" оркестр демонстрирует высший уровень мастерства.
В сцене "Бал-шабаш у сатаны" оркестр демонстрирует высший уровень мастерства. / предоставлено Самарским театром оперы и балета

Как правило, увлекательные, но фактически пренебрегающие философской сутью произведения. Практически с каждым великим сочинением неизбежно происходит нечто подобное. Оперный жанр тоже не остался в долгу, и даже оказался пионером в этом процессе "переосмысления". И в Самарском академическом театре оперы и балета имени Д.Д. Шостаковича, недавно пережившем ребрендинг - получившим теперь название "Шостакович Опера Балет" и ищущим свой новый творческий путь, состоялась премьера оперы "Мастер и Маргарита" Сергея Слонимского, который первым взял на себя смелость вывести роман из плоскости чистой литературы. Инициатором нынешнего представления стал худрук Самарского оперного театра и дирижер-постановщик спектакля Евгений Хохлов. Он пригласил к работе над оперой питерскую команду во главе с режиссером Юрием Александровым и художником Сергеем Новиковым. И камерная опера превратилась в масштабное событие.

Более полувека прошло с тех пор как в Ленинграде состоялась премьера "Мастера и Маргариты" в 1972 году, за дирижерским пультом стоял Геннадий Рождественский. Но оперу запретили сразу после концертного исполнения первого акта в Доме композиторов, признав "идейно порочной". Это табу стало первым, но не единственным в биографии композитора. Та же участь постигла инструментальный квартет "Антифоны", романсы на стихи Ахматовой, кантату "Голос из хора" на стихи Блока. "Мастера" же запретили еще за пять лет до знаменитой скандальной постановки в Театре на Таганке.

И лишь в перестроечном 1989-м году по инициативе дирижера Михаила Юровского опера вернулась на афиши: сначала под его руководством она была исполнена в концертном варианте в Большом зале Московской консерватории позже - в недолго просуществовавшем московском музыкальном театре "Форум" (его создал тот же Юровский). Следом в постановочной версии Арилы Зигерт показана в Ганновере, в рамках всемирной выставки ЭКСПО-2000 в немецком павильоне и на немецком языке. Это событие оказалось очень важным, но также эпизодическим в судьбе оперы. Двенадцать лет спустя старший сын Михаила Юровского Владимир стал вдохновителем исполнения первого акта оперы в Михайловском театре как подарка композитору к его 80-летию. Предполагалось, что позже этот проект превратится в полномасштабную премьеру, но этого так и не произошло.

И вот к 90-летию со дня рождения композитора в Самаре эту несправедливость решили устранить. Но 50 лет назад опера была первой попыткой осмысления романа вне литературы, а сегодня она уже неизбежно воспринимается со знанием того, что было создано на этот сюжет позже, но воплощено раньше: симфоническая поэма Андрея Петрова и поставленный на эту музыку балет Бориса Эйфмана с уникальным Валерием Михайловским в роли Мастера; фантасмагорическая история с экранизацией Юрия Кары с музыкой Альфреда Шнитке; и телемувик от Владимира Бортко, где Маргариту сыграла Анна Ковальчук. И то, чего так и не случилось: рок-опера Александра Градского и мюзикл Эндрю Ллойд Уэббера, что показательно - композитор решил оставить партитуру незавершенной, признав, что его замысел зашел в тупик. Многие боятся прикасаться к роману, опасаясь бесовских проделок. Но Слонимский тогда еще не знал, что роман породит массу предрассудков, а в Самарском театре их не испугались и поставили оперу даже без купюр.

Режиссер, что важно для постановки, претендующей быть первой в каком-либо историческом контексте, идет строго по авторскому тексту оперы, подчеркивая вслед за партитурой философский и романтический характер булгаковской прозы. С одной стороны, это слова Маргариты, преданно и бескорыстно любящей своего Мастера: "Кто сказал, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви". А с другой: "Всякая власть есть насилие над людьми. Настанет время, когда не будет никакой власти". Над либретто первоначально работал Юрий Димитрин, позже к нему присоединился Виталий Фиалковский. Но и сам композитор многое привнес в либретто оперы.

И действие оперы разворачивается в двух параллельных мирах - евангельского повествования и в Москве 1920-30-х годов. И художник создает яркие визуальные образы: лестница в небо; огромные многометровые кресты - распятия, на которых казнят Иешуа и двух разбойников Гестаса и Дисмаса. Главный элемент московских сцен, естественно, трамвай, тот самый, что обезглавил Берлиоза (в опере он назван Здравомыслящим): внутри него заседают клеймящие Мастера критики, а за их спинами многозначительный лозунг "Искусство принадлежит" без едкого уточнения кому именно.

Опера создана, избегая титанической задачи цельного повествования, в абсурдистской стилистике, в какой писали Хармс или Беккет, когда реалистически достоверная последовательность событий совсем не обязательна… Иногда действие разворачивается от обратного. Так, эпилог перемещается в начало: Пилат после казни Иешуа умоляет, чтобы ему сказали, что казни не было, что она ему только привиделась… А в какой-то момент и режиссер добавляет фантасмагории: Маргарита (очень трогательная, с красивым сопрано Анастасия Лапа) бежит по рядам партера и, обращаясь к зрителям в зале, пронзительно умоляет: "Любите! Любите!".

В этом вокально непростом спектакле много хороших певческих работ: Мастер - Владимир Боровиков, Иешуа - Роман Николаев, Левий Матвей - Михаил Губский, Иуда - Иван Максимейко, Низа - Анастасия Вечёркина. Но особое явление - это всемирно известный баритон Сергей Лейферкус, поражающий своим вокальным долголетием, чья мощная артистическая харизма в образе Пилата стала камертоном всего спектакля.

Слонимский в этой использует ренессансный, добаховский принцип музыкальной драматургии. Использует 20 инструменталистов - не оркестр и даже не ансамбль, потому что играют они не вместе, а по очереди, становясь альтер-эго конкретного героя оперы. Здесь все решено с математической точностью, без игр в метафизику. Двойник Мастера - виолончель, двойник Маргариты - скрипка, Кот Бегемот - флейта-пикколо, Коровьев - фагот, у Воланда - главный тоже фагот, у Иешуа - трио двух арф и гобоя. Пилат сначала был кларнетом, потом становился бас-кларнетом, а когда он произносит приговор, на смену кларнетам приходят медные духовые. И лишь балетная сцена "Бал-шабаш у сатаны", надо признать, поставленная в спектакле не самым эффектным образом (балетмейстер Надежда Калинина), становится бенефисной для оркестра, демонстрирующего высший уровень мастерства.

Постановка обошлась без дьявольских происков. На премьерные спектакли лишнего билета было не достать. А все, кто побывал, еще раз убедился: абсурдность бытия обнаруживает трагедийное существование человека.

Кстати

Самара всегда была счастливым городом для Сергея Слонимского. Здесь состоялись мировые премьеры его опер - "Марии Стюарт" в 1980-м и "Видений Иоанна Грозного" в 1999-м (под руководством Мстислава Ростроповича. Здесь же звучали его оперы "Виринея" (1967) и "Гамлет" (1993).