Монетарные власти пытались идти другими путями. Так, повышена ключевая ставка ЦБ, экспортеров попросили репатриировать больше валюты. Но уговоры не подействовали, а высокая ставка сдерживает экономическую активность.
С оглядкой на санкционеров, дабы не подсказывать им, кто является значимыми добытчиками валюты (а то вдруг кого забыли еще подвергнуть рестрикциям), список компаний, к которым адресован лозунг "Граждане, сдавайте валюту!", оглашен не будет. Такие экспортеры определены по 43 группам.
По некоторым данным, новый механизм коснется тех компаний, у которых доля экспорта в выручке более 60%. С 16 октября они обязаны до истечения двух месяцев с момента получения средств зачислить на свои российские счета не менее 80% иностранной валюты, полученной по условиям их экспортных контрактов. А потом в течение двух недель продать не менее 90% от этих сумм. Таким образом, доля обязательной продажи составит 72%. Раньше представители регулятора утверждали, что многие экспортеры и так, мол, на своих зарубежных счетах оставляют чуть ли не 1%. Видимо, все-таки находились обходные пути оставлять больше. Или не все декларировать. С другой стороны, летом, когда рубль начал энергично дешеветь, наметилась как раз тенденция к снижению доли продаваемой валюты: по данным ЦБ, в июле экспортеры продали 67% заработанной валюты против 82% в июне.
Есть ли у властей критерий успеха в борьбе против девальвации? Отчасти намек подал президент: "Для бюджета нам курс нужен чуть-чуть пониже". Чуть-чуть пониже - это явно не 60 и даже не 70. Скорее, в районе 90. Что было бы комфортно для бюджета в плане выполнения в рублях социальных обязательств, с одной стороны, а с другой - помогло бы держать инфляцию под контролем.
Кому-то может показаться странным, что рубль вообще "докатился" до сотни за доллар в условиях, когда ВВП худо-бедно растет, а санкции, к разочарованию их инициаторов, никак не поставят экономику РФ "на колени". Даже ценовой потолок для российской нефти не сработал: вместо "предписанных" 60 долларов за баррель она продается по ценам в районе 80. Более того, в сентябре зафиксирован близкий к рекордному положительный баланс по счету текущих операций - около 10 млрд долларов. Больше был в прошлом году и в 2021 (когда среднемесячный профицит был в третьем квартале около 12 млрд), а в предыдущие годы - намного меньше.
Но надо учитывать резкое - в худшую сторону - изменение условий внешней торговли. Помимо санкционных транзакционных издержек (нужда прибегать к посредникам, усложнение логистики, сложности в проведении расчетов и т.д.), резко выросла доля расчетов в рублях. Сейчас она составляет 42% в расчетах по экспорту, тогда как до начала военного конфликта на Украине - не более 12%. Резко выросла доля неконвертируемых валют (типа индийской рупии), увеличилась доля поставок с задержкой оплаты в страны Африки или на Ближний Восток, идут задержки с поведением платежей из-за санкций. Есть и такой мотив не спешить с возвратом валюты: ее же потом надо будет снова выводить для закупок по импорту, что нынче тоже непросто.
Некоторые, правда, найдут тут повод для злорадства: мол, когда почти все расчеты были в долларах и евро, то таких проблем не было. Ну так ведь и санкций не было. Посему расчеты в рублях и нацвалютах - это меньшее из нескольких зол в нынешней ситуации, а так бы просто заблокировали все деньги на корсчетах в каком-нибудь JPMorgan, и даже индийского чаю не купишь.
Правда, в связи с наличием большой доли неконвертируемых валют в экспортных расчетах не очень понятно, как и что будут возвращать экспортеры, которые торгуют с такими странами. Те же индийские рупии никуда, кроме самой Индии, просто так не репатриируешь. Возможно, с некоторыми крупными игроками придется взаимодействовать "в ручном режиме". Не лучший вариант, но других сейчас может и не быть, а правительство не может позволить себе неконтролируемую девальвацию национальной валюты. Это, помимо инфляции, угроза в том числе инвестиционному (в целях модернизации производства) и критическому импорту.
Рассчитывать на значительное укрепление рубля в результате проводимых мер не стоит, такая задача на сегодня была бы нереалистичной. Главное - остановить девальвацию и добиться прогнозируемости курса. Большого притока долларов и евро на рынок не будет. Но будет заметный. От экспорта Россия сейчас получает именно "токсичных валют" лишь около 10-11 млрд в месяц. Часть этой суммы надо резервировать на обслуживание корпоративного и государственного долга: подавляющая часть всего внешнего долга в валютах недружественных стран не может быть рефинансирована, и ее частично вынужденно гасят (это потребует около 50 млрд долларов в год). Часть нужно оставить на закупки по импорту того, чего нельзя купить за рубли или нацвалюты дружественных стран.
Если учесть, что фактические объемы продажи экспортной выручки с начала текущего года в среднем в месяц составляли около 8 млрд долларов (по сравнению со среднемесячными 18,4 млрд в прошлом году после начала СВО), то, по некоторым подсчетам, на валютную биржу может дополнительно поступить 2-3 млрд долларов. Объемы этой суммы, учитывая закрытый механизм мониторинга по конкретным компаниям, может корректироваться в ручном режиме.
Если все пойдет гладко и без новых внешних шоков, то 90 рублей за доллар возможны уже в ближайшее время. Если обозначенные президентом ориентиры - "чуть-чуть ниже" - не будут сочтены достигнутыми, то может встать вопрос уже о валютных ограничениях для физлиц. Тут ресурс немалый: объем средств россиян в зарубежных банках к началу сентября в пересчете на рубли за год вырос на 441,6 млрд руб. - до 7,05 трлн рублей. Это рекорд. В российских банках объем депозитов в инвалюте - лишь 4,1 трлн рублей. Однако до зарубежных счетов еще надо дотянуться.