До 2022 года преимуществом для регионов считалась близость к европейским рынкам сбыта. Однако ситуация изменилась, и теперь все хотят быть поближе к "окну в Азию". Географически западная Арктика от нее далека, но ее порты участвуют в развитии Севморпути, а в сложившихся условиях это кратчайший путь на восток.
- Конечно, СМП сегодня - ключевой транспортный коридор, поскольку он позволяет диверсифицировать логистику, - отметила кандидат политических наук, соруководитель программы "Международные отношения: европейские и азиатские исследования" Ирина Стрельникова на площадке Проектного офиса развития Арктики. - Есть ряд ограничений, которые препятствуют его активному использованию: сложные природно-климатические условия, отсутствие доступа к крупным рынкам сбыта, фактор неопределенности при эксплуатации и другие. Но еще недавно мы задавались вопросом, возможна ли вообще круглогодичная навигация по Севморпути, а сегодня находимся в стадии "глаза боятся, руки делают".
После ухода западных партнеров значительно возросла роль азиатских стран в арктическом сотрудничестве. Китай и Индия заинтересованы как в развитии СМП, так и в проектах, связанных с добычей углеводородов, подчеркнула Ирина Стрельникова. Для их освоения нужны технологии, и неарктические государства могут стать новыми партнерами в этой сфере, считает эксперт.
- Для более эффективного использования Севморпути надо подключать его к международным сухопутным маршрутам. Так, транспортный коридор "Север - Юг" позволит в два раза сократить время доставки товаров из Индии в Россию. Если по традиционному маршруту через Суэцкий канал они будут идти от 30 до 45 дней, то по коридору "Север - Юг" путь сократится до 15-24 дней. Пока финальной северной точкой этого маршрута планируется сделать Санкт-Петербург. Но если продлить его до Мурманска и Архангельска, объем грузоперевозок по СМП резко возрастет, - прогнозирует ученый.
Как уже рассказывала "РГ", после закрытия европейских рынков экспортеры Северо-Запада - прежде всего предприятия лесопромышленного комплекса Поморья и Коми - столкнулись с необходимостью отправлять грузы в азиатские страны. Восточный полигон железных дорог оказался переполнен.
- Инфраструктура сегодня сильно отстает от грузовой базы, - подчеркивает президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин. - Это отставание особенно хорошо видно при перемещении с запада на восток. Владельцы грузопотоков все чаще рассматривают СМП как серьезную альтернативу восточному полигону. Большим плюсом стало то, что мы снова получили возможность работать с портами Северо-Запада: например, уголь из Кемерова "поехал" через них в Китай.
Для развития СМП и арктической части транспортного коридора "Север - Юг" эксперт предлагает "связать" эти морские порты с автомобильной и железнодорожной транспортной сетью. Для этого нужен отдельный проект развития инфраструктуры АЗ РФ, в котором можно выделить три макрорегиона.
Западный макрорегион будет включать порты Мурманска и Архангельска: их инфраструктура достаточно развита - надо только включить ее в действующие проекты развития. В центральный макрорегион войдут порты Нарьян-Мара, Сабетта, Диксон и Северный широтный ход - там потребуется модернизация и создание новой инфраструктуры, которая обеспечит сухопутную поддержку СМП. Восточный макрорегион составят порты этого направления - от Тикси до Сахалина. Интеграция всех проектов позволит разгрузить действующие железнодорожные пути.
Что касается самого СМП, то для него сейчас важно не упустить момент, считает Павел Иванкин. Контейнерным операторам, которые занимаются транзитными перевозками грузов из Европы в Китай, надо обеспечить четкий график. Не все гладко и с внутренними грузоотправителями: те же лесники СЗФО продолжают доставлять продукцию в Азию через Петербург, поскольку вариант с северными портами для них пока экономически не выгоден. Поиск решений продолжается.
Тем временем развиваются и проекты научного сотрудничества арктических регионов и азиатских стран. По словам профессора Тюменского государственного университета Елены Гладун, Китай давно "заходит" в арктические университеты и организации, которые занимаются высокоширотными исследованиями, с предложениями крупных проектов по Севморпути и северным рекам.
Для сотрудничества с востоком также перспективна гуманитарная и зеленая повестка, считает координатор экспертного совета ПОРА Александр Воротников.
- Продовольственное обеспечение, решение проблем с питьевой водой, борьба с вырубкой лесов, зеленая энергетика, чистый воздух - все это наши общие задачи. Необходимо взаимодействие со странами АТР в области климатических изменений. Мы можем договориться о трансфере углеродных единиц, принять единые зеленые сертификаты, которые будут подтверждать получение энергии из возобновляемых источников, - перечисляет эксперт возможные направления сотрудничества.