10.10.2023 12:40
    Поделиться

    Регионы СЗФО предложили включить в глобальные транспортные коридоры

    Арктические регионы Северо-Запада включились в общий процесс поворота российской экономики на восток. Благодаря развитой инфраструктуре западная Арктика стала особенно востребованной в логистических проектах, ориентированных на страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Прежде всего речь идет о перевозке различных грузов по Северному морскому пути, но эксперты также предложили включить территории СЗФО в международный транспортный коридор "Север - Юг" и другие глобальные цепочки. При этом только логистикой дело не ограничивается: у восточных партнеров есть спрос на сотрудничество в области науки и охраны окружающей среды.

    До 2022 года преимуществом для регионов считалась близость к европейским рынкам сбыта. Однако ситуация изменилась, и теперь все хотят быть поближе к "окну в Азию". Географически западная Арктика от нее далека, но ее порты участвуют в развитии Севморпути, а в сложившихся условиях это кратчайший путь на восток.

    - Конечно, СМП сегодня - ключевой транспортный коридор, поскольку он позволяет диверсифицировать логистику, - отметила кандидат политических наук, соруководитель программы "Международные отношения: европейские и азиатские исследования" Ирина Стрельникова на площадке Проектного офиса развития Арктики. - Есть ряд ограничений, которые препятствуют его активному использованию: сложные природно-климатические условия, отсутствие доступа к крупным рынкам сбыта, фактор неопределенности при эксплуатации и другие. Но еще недавно мы задавались вопросом, возможна ли вообще круглогодичная навигация по Севморпути, а сегодня находимся в стадии "глаза боятся, руки делают".

    После ухода западных партнеров значительно возросла роль азиатских стран в арктическом сотрудничестве. Китай и Индия заинтересованы как в развитии СМП, так и в проектах, связанных с добычей углеводородов, подчеркнула Ирина Стрельникова. Для их освоения нужны технологии, и неарктические государства могут стать новыми партнерами в этой сфере, считает эксперт.

    - Для более эффективного использования Севморпути надо подключать его к международным сухопутным маршрутам. Так, транспортный коридор "Север - Юг" позволит в два раза сократить время доставки товаров из Индии в Россию. Если по традиционному маршруту через Суэцкий канал они будут идти от 30 до 45 дней, то по коридору "Север - Юг" путь сократится до 15-24 дней. Пока финальной северной точкой этого маршрута планируется сделать Санкт-Петербург. Но если продлить его до Мурманска и Архангельска, объем грузоперевозок по СМП резко возрастет, - прогнозирует ученый.

    Как уже рассказывала "РГ", после закрытия европейских рынков экспортеры Северо-Запада - прежде всего предприятия лесопромышленного комплекса Поморья и Коми - столкнулись с необходимостью отправлять грузы в азиатские страны. Восточный полигон железных дорог оказался переполнен.

    - Инфраструктура сегодня сильно отстает от грузовой базы, - подчеркивает президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин. - Это отставание особенно хорошо видно при перемещении с запада на восток. Владельцы грузопотоков все чаще рассматривают СМП как серьезную альтернативу восточному полигону. Большим плюсом стало то, что мы снова получили возможность работать с портами Северо-Запада: например, уголь из Кемерова "поехал" через них в Китай.

    Для развития СМП и арктической части транспортного коридора "Север - Юг" эксперт предлагает "связать" эти морские порты с автомобильной и железнодорожной транспортной сетью. Для этого нужен отдельный проект развития инфраструктуры АЗ РФ, в котором можно выделить три макрорегиона.

    Западный макрорегион будет включать порты Мурманска и Архангельска: их инфраструктура достаточно развита - надо только включить ее в действующие проекты развития. В центральный макрорегион войдут порты Нарьян-Мара, Сабетта, Диксон и Северный широтный ход - там потребуется модернизация и создание новой инфраструктуры, которая обеспечит сухопутную поддержку СМП. Восточный макрорегион составят порты этого направления - от Тикси до Сахалина. Интеграция всех проектов позволит разгрузить действующие железнодорожные пути.

    Транспортный коридор "Север - Юг" в два раза сократит время доставки товаров

    Что касается самого СМП, то для него сейчас важно не упустить момент, считает Павел Иванкин. Контейнерным операторам, которые занимаются транзитными перевозками грузов из Европы в Китай, надо обеспечить четкий график. Не все гладко и с внутренними грузоотправителями: те же лесники СЗФО продолжают доставлять продукцию в Азию через Петербург, поскольку вариант с северными портами для них пока экономически не выгоден. Поиск решений продолжается.

    Тем временем развиваются и проекты научного сотрудничества арктических регионов и азиатских стран. По словам профессора Тюменского государственного университета Елены Гладун, Китай давно "заходит" в арктические университеты и организации, которые занимаются высокоширотными исследованиями, с предложениями крупных проектов по Севморпути и северным рекам.

    Между тем

    Для сотрудничества с востоком также перспективна гуманитарная и зеленая повестка, считает координатор экспертного совета ПОРА Александр Воротников.

    - Продовольственное обеспечение, решение проблем с питьевой водой, борьба с вырубкой лесов, зеленая энергетика, чистый воздух - все это наши общие задачи. Необходимо взаимодействие со странами АТР в области климатических изменений. Мы можем договориться о трансфере углеродных единиц, принять единые зеленые сертификаты, которые будут подтверждать получение энергии из возобновляемых источников, - перечисляет эксперт возможные направления сотрудничества.