Почему жителям села лучше избавиться от "неработающей" пашни

На "правительственном часе" в Госдуме министр сельского хозяйства РФ Дмитрий Патрушев заявил о том, что в ближайшие два года в России планируется ввести в оборот 780 тысяч гектаров сельхозземель. Тем временем на отдаленных территориях страны именно отсутствие свободных наделов является главным тормозом развития агропрома. Почему пашня зарастает сорняками, но трогать ее нельзя, разбиралась корреспондент "РГ".

По данным Россельхознадзора, сегодня в России не используются около двух миллионов гектаров земель. Причем значительная часть этих территорий до сих пор находится в долевой собственности. Напомним: земельная реформа 1991 года привела к тому, что сельскохозяйственные угодья страны были разделены между работниками умирающих колхозов и совхозов. Люди стали собственниками земельных долей, многие из которых сейчас зарастают бурьяном и кустарником. Владельцы сельхозпаев переезжали с Севера в другие регионы, попросту забывая о праве собственности. А другие переставали активно заниматься картошкой и теплицами, так как "в магазине купить дешевле". Особенно остро последствия неудачной реформы чувствуются на отдаленных территориях Арктики. В Архангельской области, к примеру, используется не больше трети пахотных земель.

Вновь создававшиеся сельхозпредприятия вынуждены были скупать пашни, но получалось это далеко не всегда. Как пример - история сельхозкооператива "Заостровский" под Архангельском: предприятие прекратило деятельность, так и не получив ответа на земельный вопрос, а поля, на которых поморы сотни лет выращивали сельхозкультуры, зарастают сейчас ивой и борщевиком.

Правда, заброшенные пашни между Архангельском и Северодвинском три года назад начал осваивать приехавший сюда фермер - он специализируется на выращивании картофеля и составляет бизнес-план на "борщевой набор" - хочет посадить капусту и морковь. Но "расти" в Заостровье проблематично. Парадокс в том, что пустующей земли много, но договориться с ее собственниками на заключение долгосрочных договоров аренды индивидуальному предпринимателю, по его словам, крайне сложно: люди тянут с оформлением документов или же назначают неподъемную арендную плату.

Аналогичная ситуация в большинстве районов Поморья: по данным на 1 января 2023 года, земли сельскохозяйственного назначения в Архангельской области занимают 2312,3 тысячи гектаров, в том числе 630 тысяч гектаров - сельскохозяйственные угодья. А используются... только 26 процентов.

Отметим, что в 2022 году выявленная Россельхознадзором площадь зарастания сельскохозяйственных земель в регионах России превысила 1,8 миллиона гектаров. Ситуация удручающая: заброшенные территории могли бы "кормить" россиян, а вместо этого многие из них (особенно те, что расположены возле населенных пунктов) создают потенциальную угрозу возникновения пожаров.

Сейчас в стране ужесточают контроль за неиспользуемой пашней. Так, в 2023 году Россельхознадзор начал проводить внеплановые выездные проверки по выявлению зарастания земель - теперь по их результатам инспектор ведомства обязан выдать предписание с указанием сроков устранения замечаний. А также возбудить дело об административном правонарушении: в первом квартале 2023-го в России приняты решения о наказании более трех тысяч владельцев заросших земельных участков.

"РГ" уже рассказывала о том, что в 2023-м сократились и сроки изъятия участков по решению суда - теперь такие дела должны рассматривать в течение месяца. Недобросовестные собственники больше не имеют права переоформлять землю на других лиц или передавать их в залог, пока не устранят нарушения. Кроме того, в Архангельской области на региональном уровне ужесточили основания, по которым участок может быть изъят у недобросовестных пользователей.

Одним словом, "неработающую" землю, чтобы не платить штрафы, теперь выгоднее сдать в аренду, продать или же просто вернуть в муниципалитет. Одновременно начинающим сельхозпредпринимателем стоит более активно добиваться получения наделов - как считают в центре сельхозкомпетенций Архангельской области, от этого сегодня очень многое зависит.

Какой путь предстоит пройти фермеру? Тему обсуждали в рамках деловой программы Маргаритинской ярмарки, прошедшей недавно в столице Поморья. На ней отмечалось, что решение сложных земельных "уравнений" сегодня эквивалентно уровню активности муниципальной власти (хотя предварительно информацию о свободном наделе можно получить и в Росреестре):

- Начинать нужно в муниципальном образовании - только там точно ответят на вопрос, кому принадлежит земельный участок и как получить его в пользование, - советует ветеран архангельского агропрома - представитель центра сельхозкомпетенций Любовь Иевлева.

По ее словам, в местной администрации необходимо не просто "поговорить", но обязательно оставить заявление - тогда отделы по имущественным отношениям обязательно проверят, есть ли на интересующей фермера территории свободная земля. Кстати, где-то участки уже созданы, и дело движется быстрее. После официального рассмотрения власти выносят решение - если земля занята, могут предложить другую. А если решение положительное, предложат провести межевание.

Главное - не опускать руки. К примеру, Артем и Алина Бабины, открывшие семь лет назад крестьянское хозяйство на острове Кего под Архангельском, добивалась земли не один год. Тем не менее сейчас семья разводит на своем наделе овец, коз, кроликов и домашнюю птицу.

- Переезжать в город нам никогда не хотелось, все мои родственники занимались здесь сельским хозяйством, - рассказывает Артем Бабин. - Сначала мы оформили паевую землю, хотя на это ушло... три года. А сейчас купили полуразрушенную ферму бывшего колхоза "Красный восход": надо ремонтировать, но главное - стены есть.

Кстати

Не везде за услуги по межеванию сельхозземли придется выкладывать собственные средства. Сегодня муниципальные власти получают субсидии на проведение кадастровых работ - они выделяются Министерством сельского хозяйства РФ на конкурсной основе. В Архангельской области за счет этих денег земельные участки для аграриев межуют в Вельском районе, скоро такая возможность появится и на Пинежье.