Поделиться

    Электронная очередь привела к простоям на российско-литовской границе

    В Калининградской области заработала новая электронная система на погранпереходе с Литвой. Она должна была упростить процесс пересечения государственной границы, однако на практике региональный бизнес столкнулся с серьезными проблемами. В отдельных случаях перевозчики не могут выехать за пределы региона по две недели. Власти уже обратились в Минтранс России с просьбой приостановить работу системы.
    За один час границу по электронной очереди проходят пять–семь машин.
    За один час границу по электронной очереди проходят пять–семь машин. / Виталий Невар / ТАСС

    Об электронной очереди на границе заговорили еще в октябре прошлого года. Тогда ее решили ввести из-за отсутствия закона, регулирующего стоянку и очередность проезда транспорта. На практике это приводило к многокилометровым пробкам у погранперехода. Локально решить проблему не смогли, поэтому на федеральном уровне ввели электронный формат бронирования мест для прохождения государственной границы. Предполагалось, что система не только сократит время проезда, но и снизит нагрузку на пограничников.

    В итоге с 1 сентября 2023-го с помощью электронной очереди российско-литовскую границу пересекли около четырех тысяч грузовиков. Через новый сервис перевозчикам разрешили бронировать дату и время проезда на ближайшие десять дней. Однако авторы инициативы не учли главное - действия литовской стороны.

    Система практически сразу дала сбой. В среднем за один час границу по электронной очереди проходят пять-семь автомобилей. Учитывая, что у пункта пропуска Чернышевское зачастую скапливаются сотни машин, нетрудно посчитать, сколько времени может занимать проезд. Все это привело к пробкам на границе.

    - Что касается электронной очереди, то, к сожалению, напрямую регион ей не управляет. Вместе с Минтрансом России будем решать проблему. Важно, чтобы все работало не только на бумаге, но и на практике, - подчеркнул глава региона Антон Алиханов, который лично побывал на месте и пообщался с водителями.

    Перевозчики сообщают, что свободные места в очереди разбирают быстро, записаться на конкретное время практически невозможно. Бронировать талон нужно за десять дней. После этого фуру необходимо загрузить товарами и пригнать на погранпереход. И здесь начинается самое интересное: из-за нерасторопности литовских пограничников система электронной очереди ломается. Нередко возникают случаи, когда водителям приходит уведомление о переносе талона на другой день. Некоторые ждут в приграничных накопителях по пять суток.

    В итоге тот же скоропорт, который пытаются вывезти из области, приходится хранить в рефрижераторных установках, которые для этого не предназначены. Продукция портится, предприятия и логисты несут убытки.

    - Разработчики системы не учли, что калининградцы сильно зависят от литовцев и повлиять на них при прохождении границы не могут. То у них бесконечные "пересменки", то литовские пограничники просто начинают очень медленно работать. За столько лет мы их хорошо изучили. Электронная система эти особенности не может учитывать. Как ее дальше будут развивать, чтобы машины приходили на пункт пропуска вовремя, сложно сказать, но в текущем виде она нерабочая, - поделился мнением директор калининградской логистической компании Илья Свиридов.

    Ситуацию осложнил и тот факт, что МАПП Чернышевское остался единственным доступным пунктом пропуска грузового транспорта через российско-литовскую границу. Остальные прибалтийские соседи закрыли.

    - Не припомню, чтобы машина не могла выехать из Калининградской области на протяжении десяти дней. Для грузоперевозок я привлек логистическую компанию из Москвы. Фуры приехали, выгрузились, а вернуться назад не могут - они просто застряли на границе и вынуждены здесь буквально жить, - отметил генеральный директор компании-перевозчика из Калининграда Игорь Климов.

    Этот коллапс, убеждены эксперты, негативно отразится на стоимости товаров для жителей самого западного региона страны. Слишком большие потери из-за логистики несут производители и поставщики. Ведь только доставка грузов из Москвы в Калининград наземным транспортом обходится в среднем в 150-200 тысяч рублей. К этой сумме необходимо прибавить выросшие в разы цены на литовские зеленые карты и страховки. Естественно, все эти расходы включат в конечную стоимость привезенных продуктов.

    В Росгранстрое подтвердили, что пункт пропуска работает практически на износ. Указали и на задержки на литовской стороне. Чтобы хоть как-то облегчить жизни перевозчикам, запустили отдельный телеграм-канал, где можно в режиме реального времени наблюдать за состоянием электронной очереди на пункте пропуска Чернышевское.

    В Росгранстрое подтвердили, что пункт пропуска работает практически на износ

    Калининградские логисты тем временем выступают либо за отмену новой системы, либо за ее существенное изменение. Позицию транспортников разделяют и в правительстве Калининградской области. Региональное министерство развития инфраструктуры уже обратилось в Минтранс России с просьбой приостановить действие эксперимента в эксклаве.

    Пока в МАПП Чернышевское будет действовать совмещенный формат электронной очереди. Перевозчики смогут резервировать места как заранее онлайн, так и непосредственно на месте. По данным Росгранстроя, через портал системы можно будет забронировать два места из пяти возможных в час. Три оставшихся талона предлагают получить в терминале самообслуживания возле МАПП Чернышевское при личном обращении к оператору.

    P.S.

    Региональные власти официально заявили, что запрет Литвы на проезд через ее территорию машин с российскими номерами не повлиял на ситуацию с электронной очередью. Исходя из официальных разъяснений литовской таможни, попасть из Калининградской области в "большую" Россию по-прежнему можно по упрощенному транзитному документу (УТД) "при наличии в машине собственника автомобиля".