Тема тарифного регулирования, для общественности если не болезненная, то всегда настораживающая, в приграничной Белгородской области потребовала подробных пояснений от представителей регионального правительства. Начальник управления по государственному регулированию цен и тарифов области Наталья Косилова напомнила, что традиционно осенью рассматривается индексация тех тарифов, которые начнут действовать лишь в июле будущего года. То есть первые платежи по ним состоятся только в августе 2024 года. Первоначально, когда предложение по индексации составляло 9,9 процента, в прогнозе Минэкономразвития РФ значился показатель инфляции в 4,9 процента. Его изменения до 7,2 процента и стали причиной корректировки индекса тарифов.
По словам Натальи Косиловой, пока предложение о названной индексации в 12,5 процента направлено в ФАС России наряду с показателем ее отклонения на три процента - величину, на которую средний индекс может меняться. Иными словами, в некоторых индивидуальных случаях плата за коммунальные услуги может измениться не на предложенные 12,5, а на 15,5 процента.
Впрочем, рассуждать о том, какими будут тарифы на конкретные коммунальные услуги, пока рано. Сам индекс еще должен быть утвержден правительством Российской Федерации на основе экспертной оценки. Однако в областном управлении по госрегулированию цен и тарифов уже провели предварительные расчеты, сделав индексацию тарифов на 12,5 процента одним из условий этой математической задачи.
Наталья Косилова рассказала, что в качестве примера была взята квартира площадью 54 квадратных метра, где живет среднестатистическая семья из трех человек. Набор коммунальных услуг специально взяли достаточно широкий и рассчитали, сколько заплатят жильцы в случае индексации на предложенные ранее 9,9 процента и сколько - в случае корректировки на 12,5 процента.
- При изменении на 12,5 процента плата получается на 100 рублей больше, чем при индексации на 9,9 процента, - отмечает чиновница.
Каждый потребитель коммунальных услуг понимает, что изменение тарифов заставит пересмотреть семейный бюджет. Министр ЖКХ Белгородской области Алексей Ботвиньев отмечает, что сейчас, когда не утвержден даже индекс и говорить о конкретных тарифах на какие-либо коммунальные услуги преждевременно, важно понимать взаимосвязь ценообразования на ряд ресурсов.
- К примеру, у нас меняется тариф на газ - логично вслед за ним меняется и тариф на тепло. Или корректируется стоимость электроэнергии, а от нее зависит водоснабжение и водоотведение, значит, и тариф на эти услуги изменится, - поясняет он.
В ноябре жителям Белгородской области и других регионов представят полную информацию о том, какая коммунальная услуга сколько будет стоить. При этом расценки в разрезе муниципалитетов могут отличаться как раз на названные три процента. При этом, по словам Натальи Косиловой, трехпроцентная корректировка может коснуться не города или района в целом, а отдельных владельцев жилья.
- Например, в случае, если в квартире большое число проживающих, - отметила она. - Или просто жильцы показывают повышенный уровень потребления коммунальных услуг. Однако в таком случае превышение индекса нужно подтвердить расчетом, а окончательно отклонение от него утверждается губернатором области.
Впрочем, как отмечают эксперты, на практике таких сложностей, как правило, или не возникает, или они слишком редкие и не достигают максимального показателя. К примеру, в нынешнем году при общем отклонении, утвержденном в два процента, применяли его только в Белгороде - и то на минимальные 0,1 процента, и в Старом Осколе - на 0,7 процента.
Чиновники подчеркивают: важно не только понимать, что общая плата за коммунальные услуги не должна измениться более чем на 12 процентов, но и разделять услуги - коммунальные и жилищные. Последние тоже претерпевают индексацию, и на нее влияет ряд факторов. Кроме того, курирующий ЖКХ заместитель губернатора области Сергей Довгалюк напоминает и о том, что плата за ресурс для жильца и его стоимость для ресурсоснабжающих компаний разнятся. Сейчас, когда бизнес вкладывает в модернизацию инфраструктуры колоссальные средства, потребитель все чаще задумывается: каким бременем это обновление ляжет на его собственный бюджет?
- В этой ситуации важно понимать, что не тариф зависит от инвестиционной программы той или иной компании, а инвестпрограмма - от тарифа, - поясняет Сергей Довгалюк.
Наталья Косилова, в свою очередь, подчеркивает: инвестиционная составляющая в тарифах остается неизменной. Однако если нужно софинансировать обновление инфраструктуры, которая зачастую дошла до плачевного состояния, эксперты назвали несколько инструментов для этого, и роста тарифа в этом перечне нет.
Сергей Довгалюк отмечает, что, как правило, такие мероприятия софинансируются из бюджетных средств. Опыт ряда российских регионов можно приводить в качестве ярких иллюстраций этого принципа. Представители самих ресурсоснабжающих организаций также констатируют: инструментарий для решения подобных задач достаточно широк.
Директор по тарифообразованию АО "Русатом Инфраструктурные решения" - структура Госкорпорации "Росатом", управляющей АО "Квадра", Людмила Ведерникова говорит, что в настоящее время один из ключевых вопросов для компании - опережающий рост стоимости основной продукции, которая используется в энергетике: оборудования, труб, топлива.
- Цены в этом сегменте уже долгое время растут выше официальной инфляции, которая берется за основу при установлении тарифа, и с годами этот разрыв усиливается, - отмечает она. - Естественно, что в таких условиях заложить средства на модернизацию или крупные инвестиционные проекты сложно, это потребовало бы значительного роста тарифа. Поэтому эффективным в данной ситуации является любой инструмент, который позволяет привлечь одновременно значительные средства с последующим возвратом в течение длительного периода, сглаживая таким образом тарифную нагрузку. Это и концессии, и инфраструктурные кредиты, и другие формы государственно-частного партнерства. Также значительно помогает работа Фонда развития территорий, который является оператором средств Фонда национального благосостояния, направляемых в виде льготных займов на модернизацию коммунальной инфраструктуры.
Людмила Ведерникова напомнила, что именно при участии фонда реализуются масштабные проекты в Курске и Воронеже и прорабатываются подобные алгоритмы в других регионах, где инфраструктуру нужно постепенно и уверенно обновлять.