В регионах пересматривают стоимость оплаты коммунальных услуг

Региональные власти изменили показатели индексации тарифов на коммунальные услуги. Предпосылками для этого стали поправки в прогноз социально-экономического развития, подготовленный профильным федеральным министерством. Новый вариант фундаментального документа учел измененные показатели прогнозируемой инфляции, что, в свою очередь, и заставило пересмотреть индексацию. Так, в Белгородской области спрогнозировали корректировку тарифов в 12,5 процента вместо прежних 9,9 процента, и сообщение об этом ожидаемо вызвало широкий общественный резонанс.
Каждый потребитель коммунальных услуг понимает, что изменение тарифов заставит пересмотреть семейный бюджет.
Каждый потребитель коммунальных услуг понимает, что изменение тарифов заставит пересмотреть семейный бюджет. / Антон Вергун/ТАСС

Времена перемен

Тема тарифного регулирования, для общественности если не болезненная, то всегда настораживающая, в приграничной Белгородской области потребовала подробных пояснений от представителей регионального правительства. Начальник управления по государственному регулированию цен и тарифов области Наталья Косилова напомнила, что традиционно осенью рассматривается индексация тех тарифов, которые начнут действовать лишь в июле будущего года. То есть первые платежи по ним состоятся только в августе 2024 года. Первоначально, когда предложение по индексации составляло 9,9 процента, в прогнозе Минэкономразвития РФ значился показатель инфляции в 4,9 процента. Его изменения до 7,2 процента и стали причиной корректировки индекса тарифов.

По словам Натальи Косиловой, пока предложение о названной индексации в 12,5 процента направлено в ФАС России наряду с показателем ее отклонения на три процента - величину, на которую средний индекс может меняться. Иными словами, в некоторых индивидуальных случаях плата за коммунальные услуги может измениться не на предложенные 12,5, а на 15,5 процента.

Впрочем, рассуждать о том, какими будут тарифы на конкретные коммунальные услуги, пока рано. Сам индекс еще должен быть утвержден правительством Российской Федерации на основе экспертной оценки. Однако в областном управлении по госрегулированию цен и тарифов уже провели предварительные расчеты, сделав индексацию тарифов на 12,5 процента одним из условий этой математической задачи.

Наталья Косилова рассказала, что в качестве примера была взята квартира площадью 54 квадратных метра, где живет среднестатистическая семья из трех человек. Набор коммунальных услуг специально взяли достаточно широкий и рассчитали, сколько заплатят жильцы в случае индексации на предложенные ранее 9,9 процента и сколько - в случае корректировки на 12,5 процента.

В ноябре жителям регионов представят полную информацию о том, какая коммунальная услуга сколько будет стоить

- При изменении на 12,5 процента плата получается на 100 рублей больше, чем при индексации на 9,9 процента, - отмечает чиновница.

Всего сто рублей?

Каждый потребитель коммунальных услуг понимает, что изменение тарифов заставит пересмотреть семейный бюджет. Министр ЖКХ Белгородской области Алексей Ботвиньев отмечает, что сейчас, когда не утвержден даже индекс и говорить о конкретных тарифах на какие-либо коммунальные услуги преждевременно, важно понимать взаимосвязь ценообразования на ряд ресурсов.

- К примеру, у нас меняется тариф на газ - логично вслед за ним меняется и тариф на тепло. Или корректируется стоимость электроэнергии, а от нее зависит водоснабжение и водоотведение, значит, и тариф на эти услуги изменится, - поясняет он.

В ноябре жителям Белгородской области и других регионов представят полную информацию о том, какая коммунальная услуга сколько будет стоить. При этом расценки в разрезе муниципалитетов могут отличаться как раз на названные три процента. При этом, по словам Натальи Косиловой, трехпроцентная корректировка может коснуться не города или района в целом, а отдельных владельцев жилья.

- Например, в случае, если в квартире большое число проживающих, - отметила она. - Или просто жильцы показывают повышенный уровень потребления коммунальных услуг. Однако в таком случае превышение индекса нужно подтвердить расчетом, а окончательно отклонение от него утверждается губернатором области.

Впрочем, как отмечают эксперты, на практике таких сложностей, как правило, или не возникает, или они слишком редкие и не достигают максимального показателя. К примеру, в нынешнем году при общем отклонении, утвержденном в два процента, применяли его только в Белгороде - и то на минимальные 0,1 процента, и в Старом Осколе - на 0,7 процента.

Тарифы отдельно

Чиновники подчеркивают: важно не только понимать, что общая плата за коммунальные услуги не должна измениться более чем на 12 процентов, но и разделять услуги - коммунальные и жилищные. Последние тоже претерпевают индексацию, и на нее влияет ряд факторов. Кроме того, курирующий ЖКХ заместитель губернатора области Сергей Довгалюк напоминает и о том, что плата за ресурс для жильца и его стоимость для ресурсоснабжающих компаний разнятся. Сейчас, когда бизнес вкладывает в модернизацию инфраструктуры колоссальные средства, потребитель все чаще задумывается: каким бременем это обновление ляжет на его собственный бюджет?

- В этой ситуации важно понимать, что не тариф зависит от инвестиционной программы той или иной компании, а инвестпрограмма - от тарифа, - поясняет Сергей Довгалюк.

Наталья Косилова, в свою очередь, подчеркивает: инвестиционная составляющая в тарифах остается неизменной. Однако если нужно софинансировать обновление инфраструктуры, которая зачастую дошла до плачевного состояния, эксперты назвали несколько инструментов для этого, и роста тарифа в этом перечне нет.

Сергей Довгалюк отмечает, что, как правило, такие мероприятия софинансируются из бюджетных средств. Опыт ряда российских регионов можно приводить в качестве ярких иллюстраций этого принципа. Представители самих ресурсоснабжающих организаций также констатируют: инструментарий для решения подобных задач достаточно широк.

Директор по тарифообразованию АО "Русатом Инфраструктурные решения" - структура Госкорпорации "Росатом", управляющей АО "Квадра", Людмила Ведерникова говорит, что в настоящее время один из ключевых вопросов для компании - опережающий рост стоимости основной продукции, которая используется в энергетике: оборудования, труб, топлива.

- Цены в этом сегменте уже долгое время растут выше официальной инфляции, которая берется за основу при установлении тарифа, и с годами этот разрыв усиливается, - отмечает она. - Естественно, что в таких условиях заложить средства на модернизацию или крупные инвестиционные проекты сложно, это потребовало бы значительного роста тарифа. Поэтому эффективным в данной ситуации является любой инструмент, который позволяет привлечь одновременно значительные средства с последующим возвратом в течение длительного периода, сглаживая таким образом тарифную нагрузку. Это и концессии, и инфраструктурные кредиты, и другие формы государственно-частного партнерства. Также значительно помогает работа Фонда развития территорий, который является оператором средств Фонда национального благосостояния, направляемых в виде льготных займов на модернизацию коммунальной инфраструктуры.

Людмила Ведерникова напомнила, что именно при участии фонда реализуются масштабные проекты в Курске и Воронеже и прорабатываются подобные алгоритмы в других регионах, где инфраструктуру нужно постепенно и уверенно обновлять.