27.09.2023 09:00
    Поделиться

    Тамбовский стоматолог доехал на солнцемобиле до моря

    2000-километровое путешествие из Тамбовской области до Новороссийска и обратно совершил на солнцемобиле собственной постройки 37-летний врач Вадим Шибков.

    Солнечный туризм для зубного врача из Тамбовской области не вклад в экологию, а способ проявить конструкторские способности. Мастерить Шибков полюбил давно и в самых разных направлениях. Как-то в его телефоне сломался разъем, а местный мастер обещал починить только через полтора месяца. Оставаться без связи или ехать за 100 километров в Тамбов не хотелось - Вадим купил в интернете паяльную станцию и починил гаджет сам. Так оно и пошло. От пайки плавно перешел к сварке, а от телефонов - к транспорту на фотонной тяге.

    Название солнцемобиля Шибков объясняет так: "Пегас был большим белым конем, солнцемобиль тоже большой и белый". В посвященном путешествию чате прицепили фото могучего синего электровоза "Пегас", способного водить поезда на скорости 125 км/ч. "Батя вашего?" - уважительно поинтересовался подписчик.

    Каркас солнцемобиля "Пегас" собран из металлических уголков и покрыт пластиковыми сэндвич-панелями. Привод у "Пегаса" задний - под панелями установлены мотор-колеса от мопеда. Передние колеса - "докатки" с Hyundai Solaris: они тоньше и легче обычных колес, а в гелиотранспорте каждый грамм на счету. Тормоза и рулевое управление от Lada Priora из отцовского гаража - тот работает автомехаником и много помогал при сборке солнцемобиля. Электрическая часть - солнечные панели, преобразователи, батареи и приводы - выписана из Китая. Ее цена составляет три четверти стоимости "Пегаса".

    В кабине неожиданно роскошное кресло пилота: широкое, покойное, с боковой поддержкой и подушечками там и сям. "Это офисное кресло с Алиэкспресса. Мне приходится проводить в нем практически весь день. Надо, чтобы тело не уставало", - растолковал доктор Шибков. На шею он с той же целью надевает еще одну подушку - из особой пены с геометрической памятью. Под спортивным рулем несколько экранов с показаниями датчиков. Чаще всего Вадим смотрит на кулонометр - тот показывает расход и приход энергии. Ряд тумблеров вызывает к жизни фары, указатели поворота, музыку и звуковой сигнал. Сзади под креслом - батареи, картонная коробка с пожитками. Под передним бампером - вырез для обдува ног, прикрытый пылевым фильтром. На приборной панели - вентилятор для лица.

    Управление такой техникой требует водительских прав категории М, но на ней нельзя выезжать на автомагистрали

    - Думаю усовершенствовать климат-систему, установить водяной кондиционер-испаритель, - рассказал конструктор.

    Сзади его машина напоминает гроб на колесах. Мрачное впечатление немного расцвечивает светодиодная полоса, в нужное время оживающая стоп-сигналом и указателями поворота. Треугольная крышка над ней, откинувшись, превращается в стол. На нем появляются съестные припасы: пророщенная пшеница, орехи, финики, мед. Вадим Шибков - веган-сыроядец. Тут же кран для мытья рук. Между кабиной и кормой - широкий спальный отсек с надувным матрацем.

    - Я сознательно сделал солнцемобиль большим, в виде дома на колесах, чтобы в нем было удобно путешествовать, - поясняет Шибков.

    На крыше смонтированы девять квадратных метров солнечных батарей. Во время движения панели складываются и крепятся горизонтально, на стоянке разворачиваются заре навстречу.

    - Я становлюсь на ночевку так, чтобы панели были обращены к востоку. Во-первых, так я сам сплю головой на юг, это полезно для здоровья. Во-вторых, зарядка начинается прямо с рассвета.

    Однажды в поле, на краю которого солнцемобиль остановился на ночевку и зарядку батарей, с утра работали комбайны. Мимо "Пегаса", развернувшего черный парус солнечных панелей, с ревом проезжали КамАЗы с надставленными бортами. Их водители с неудовольствием смотрели на диковинную машинку. Один скинул газ и бросил в открытое окно:

    - Что это?

    - Гелиомобиль.

    - Хлипковат, - заметил камазист и поехал дальше.

    Путешествие на "Пегасе" напоминает плавание на паруснике. Попутный ветер добавляет солнцемобилю скорости. Вадим внимательно следит за прогнозом погоды, обходит тучи и устраивает стоянки в солнечных местах. Для полной зарядки нужно шесть-семь безоблачных часов. На стоянках Вадим купается, загорает, ведет блог, занимается текущим ремонтом и настройкой оборудования. Где-то на полпути к Новороссийску он настроил оптимальную зарядку батарей. Потом экспериментировал с давлением в шинах - и тут добился экономии. В будущем он намерен вместо автомобильных шин использовать мотоциклетные: они выпуклые, и сила трения у них меньше.

    Перед отъездом на юг дальновидный Шибков запасся бумагой из тамбовской ГИБДД, где его "Пегас" причислили к электроквадроциклам мощностью менее 4 кВт или к транспортным средствам категории L6 - к ней относятся и детские электромобильчики в парках. Управление такой техникой требует водительских прав категории М (считай, никаких), но на ней нельзя выезжать на автомагистрали. Вадим и не выезжал, сэкономив круглую сумму. До Ростова бумагу приходилось показывать раза по три в день. Впрочем, автоинспекторы больше интересовались устройством солнцемобиля и мотивами, побудившими его построить. В Краснодарском крае "Пегас" останавливать перестали: удивить чем-либо тамошнюю ГИБДД, мимо которой вся страна ездит на море и обратно, невозможно.

    На юге неугомонный стоматолог приделал "Пегасу" круиз-контроль и настроил рекуперацию. Она сильно выручила на финише пробега, уже после 2000-километровой отметки. Солнцемобиль попал в грозовой фронт и встал с разряженными батареями, не доехав 200 километров до дома. Остекление кабины протекло, а от Вадима Шибкова тем временем ушла жена.

    - Мне пришло уведомление с госуслуг, что жена подала в суд заявление на развод и раздел имущества, - расстроенным Вадим не выглядел, скорее сосредоточенным.

    Жену Шибкова зовут Любовь, у них двое детей: дочери 3,5 года, сыну - 1,5. Похоже, уход жены Вадима не удивил:

    - Возможно, ее обидело и то, что я не поехал с ними на море - на 400 тысяч можно было сказочно отдохнуть в Турции, - а один отправился в Новороссийск…

    Так или иначе, предаваться унынию Шибков не намерен. Да и некогда. В его стоматологической клинике за время отпуска выстроилась очередь на неделю вперед. Нужно раскручивать вторую клинику в Москве, а для "Пегаса" по итогам пробега Вадим составил список необходимых усовершенствований: установить впереди мотоколеса; защитить кузов от протечек, надежно закрепить пластиковый обвес (отвалившиеся в дороге панели приходилось фиксировать скотчем); усилить крепление подвески - слева оборвало амортизатор; установить кондиционер-испаритель; увеличить емкость бака с водой, чтобы появилась возможность принимать душ.

    Зарядившись после той грозы на буксире, Вадим добрался до дома и уже укрепил хлипкие панели саморезами. После чего заявил: "Готов еще на две тысячи километров".

    "Пегас" в цифрах:

    500 кг - снаряженная масса;

    400 тысяч рублей - стоимость постройки;

    150 км - запас хода при полном заряде батарей;

    49 км/ч - максимальная скорость (ограничена электроникой).

    Поделиться