МЦД-4: Для кого в столичном регионе станет удобнее и дешевле дорога с пуском четвертого железнодорожного диаметра
МЦД-4: Для кого в столичном регионе станет удобнее и дешевле дорога с пуском четвертого железнодорожного диаметра
МЦД-4 "Калужско-Нижегородский" проходит сквозным маршрутом с запада на восток через всю столицу и связывает подмосковные города Апрелевку и Балашиху в районе станции Железнодорожной. Но главная его особенность состоит в том, что он соединяет семь железнодорожных вокзалов Москвы: Курский, Ярославский, Казанский, Ленинградский, Савеловский, Рижский и Белорусский. Пассажиропоток его, по прогнозам, составит 600 тысяч человек в сутки, а в год новой железнодорожной линией будут пользоваться только внутри столицы около 30 миллионов пассажиров.
Содержание
- Запуск МЦД-3 и МЦД-4
- Какие станции вошли в состав МЦД-4 "Калужско-Нижегородский"
- 44 пересадки: что изменится после открытия четвертого диаметра
- Цены на проезд и тарифные зоны
- Как устроены новые транспортно-пересадочные узлы
- Как часто будут ходить поезда по МЦД-4 "Калужско-Нижегородский"
- В каких поездах будут ездить пассажиры
- Разгрузка метрополитена и плюсы для автомобилистов
Парный забег
Напомним, меньше чем месяц назад, 17 августа, президент Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли МЦД-3, соединивший столичный Зеленоград и подмосковный город Раменское. О том, насколько востребован этот вид транспорта в столичном регионе, говорит тот факт, что буквально за первый день работы третьего диаметра пассажиры совершили на нем 350 тысяч поездок. Это на 54 процента больше, чем за неделю до этого на том же направлении. По сообщениям в социальных сетях можно видеть, с каким нетерпением ждали москвичи и жители Подмосковья запуска и МЦД-4. Но кое-кто и с недоверием: два таких масштабных проекта и за такое короткое время? Но напомним, что два самых первых направления МЦД-1 и МЦД-2 открылись вообще в один день - 21 ноября 2019 года.
Запуск МЦД-3 и МЦД-4 стоял в планах ОАО РЖД и правительства Москвы на 2023-2024 год. Теперь же мы видим, что планы выполнены даже раньше срока.
С запада на восток за два часа
Теперь о том, что представляет собой МЦД-4:
- длина 86 километров;
- проделать весь путь от начала до конца можно чуть больше, чем за два часа - точнее, за 135 минут.
На маршруте расположены 39 станций:
- Победа
- Крекшино
- Санино
- Кокошкино
- Толстопальцево
- Лесной городок
- Внуково
- Мичуринец
- Переделкино
- Новопеределкино
- Солнечная
- Мещерская
- Очаково
- Аминьевская
- Матвеевская
- Минская
- Поклонная
- Кутузовская
- Тестовская
- Беговая
- Белорусская
- Савеловская
- Марьина Роща
- Рижская
- Площадь трех вокзалов
- Курская
- Серп и Молот
- Нижегородская
- Чухлинка
- Кусково
- Новогиреево
- Реутов
- Никольское
- Салтыковская
- Кучино
- Железнодорожная
- Станции "Ермакова роща", "Беговая", "Станколит", "Рижская" будут пока закрыты - их строительство еще впереди.
Плюс 44 пересадки
Из 39 станций 18 - пересадочные на метро, МЦК и другие диаметры, которые дают пассажирам 44 варианта пересадок. Нижегородское направление железной дороги, до недавних пор бывшее Горьковским, одно из самых загруженных в регионе. На нем расположилось несколько крупных городов: Реутов, Балашиха, Железнодорожный, Электроугли, Электрогорск, Ногинск, Павловский Посад, Орехово-Зуево, Петушки... Население их в большинстве своем ездит на работу в столицу. Пассажиропоток на этом направлении составляет более 300 тысяч человек в сутки. Но большинство поездов до сих пор шло только до Курского вокзала, а некоторые до станции Нижегородской. Теперь же поезда со стороны Балашихи пойдут не в тупик, как прежде, а на пути МЦД-4.
Затем параллельно существующим путям МЦД-2 через станцию "Площадь трех вокзалов" (бывшую "Каланчевскую") и "Рижскую", где строится крупный транспортно-пересадочный узел, поезда прибудут на станцию "Марьина роща" и далее двинутся на Савеловский вокзал. Отсюда через Белорусский вокзал попадут на Кутузовскую, Поклонную и так до Апрелевки, давая пассажирам на всем пути массу вариантов для пересадок, что сэкономит и время, и деньги.
Тупиковым было и Калужское направление - прежде Киевское. Электрички, которые прибывали из Новой Москвы и Подмосковья, упирались в Киевский вокзал, а далее пассажирам приходилось спускаться в метро. Теперь они могут ехать дальше в сторону Белорусского вокзала и выбирать для себя более удобную точку для пересадки.
В поисках новой связки
Сложность МЦД-4 состояла в том, что для его открытия нужно было связать два разрозненных направления Московской железной дороги - Киевское и Горьковское. Для этого было необходимо расширить существующие пути и построить новые, а также возвести новые станции и реконструировать старые. Кроме того, построена соединительная ветка между Киевским и Белорусским направлениями, на которой построены три новых остановочных пункта - Поклонная, Кутузовская и Тестовская.
Сколько стоит проезд на МЦД-4
Пассажиров всегда больше всего волнует цена проезда. Его стоимость зависит от зоны диаметра - их, как и на уже работающих маршрутах, на МЦД-4 три: "Центральная", "Пригород" и "Дальняя".
- "Центральная - от станций "Внуково" до "Реутова": по тарифу "Кошелек" карты "Тройка" билет стоит 50 руб. На МЦК, метро и другие диаметры - бесплатная пересадка в течение 90 минут.
- Пригород - от "Апрелевки" до "Лесного городка" и от станции "Никольское" до "Железнодорожной" - по тарифу "Кошелек" карты "Тройка - 65 руб. Действует также правило бесплатной пересадки в течение 90 минут.
- "Дальняя" - все, что дальше станций "Апрелевка" и "Железнодорожной". Это значит, что к цене билета "Пригород" добавляется по 30 руб. за каждую дополнительную зону. Многие жители столичного региона уже подсчитали, что даже попав в эту самую отдаленную зону, они все равно будут существенно экономить на проезде, так как сейчас платят не только за электричку, но и за пересадку на метро, МЦК и другие диаметры, а с запуском МЦД-4 дорога на общественном транспорте до конечного пункта в столице для них будет бесплатной.
Станции с лифтами и эскалаторами
На базе бывшей станции Каланчевской еще в начале июня этого года открылся новый транспортно-пересадочный узел "Площадь трех вокзалов". Удобные кассы, турникеты при выходе на платформы, туалеты, места отдыха, эскалаторы… Всем этим пассажиры МЦД-2 уже вовсю пользуются - новый вокзал рассчитан сразу на два диаметра - МЦД-2 и МЦД-4, которые объединил общий вестибюль. "Ближайшие сроки, которые называли строители, когда можно будет реализовать этот проект, был 2025-й год, - вспоминал при открытии "Площади трех вокзалов" Сергей Собянин. - По любым меркам предстояла самая сложная за всю историю Москвы реконструкция железнодорожной инфраструктуры внутри города и, я думаю, одна из сложнейших в мире. И вот сделали. На полтора года раньше срока. Построены новые пути, по сути, новый вокзал, три эстакады, три путепровода. И все это в центре Москвы, без перекрытия движения поездов, метрополитена, автомобильного движения". В итоге в одном месте объединились крупнейшие системы рельсового транспорта Москвы: три центральных вокзала, две станции метро и два центральных диаметра.
Не хуже столичного построен транспортно-пересадочный узел и в Балашихе, на станции Железнодорожной. Две новые платформы, 16 эскалаторов, 8 лифтов - крупнейший в Подмосковье. Позже откроются еще две платформы. Еще в 2020-м году был создан новый остановочный пункт Санино, приведены в порядок станции Победа, Мичуринец, Крекшино. Чуть позднее, в 2021-м, реконструированы остановки Внуково, Апрелевка, Кокошкино, Матвеевская и построен пункт Аминьевская. В 2022-м строители завершили первый этап строительства нового остановочного пункта Минская и реконструировали Толстопальцево. В 2023-м открылись Лесной городок, Очаково, Марьина Роща. В настоящее время ведется строительство новой платформы Серп и Молот для линий МЦД-2 и МЦД-4, куда будет перенесена станция Москва-Товарная.
Интервалы движения
В отличие от других диаметров, где интервалы движения составляют 5-6 минут, поезда по МЦД-4 будут в час пик ходить каждые пять минут.
Полет "Иволги"
Весь подвижной состав нового диаметра планируется заменить на современные электропоезда в возрасте от шести месяцев до года. В основном запустят комфортные "Иволги" производства Тверского машиностроительного завода. С мягкими сиденьями, оснащенными зарядными устройствами для телефонов и других гаджетов, с местами, оборудованными для велосипедов и самокатов. В этих вагонах имеется бесплатный WI-FI. Умное освещение: утром свет яркий, вечером - более спокойный. Средний возраст всего подвижного состава всех Московских диаметров - 6,5 лет. В течение будущего года по указанию мэра Москвы Сергея Собянина он будет в массовом порядке за счет обновления снижен до 1,5-2-летнего возраста, чтобы потом мог служить десятилетиями.
На выходе уже и "Иволга 4.0" - еще более комфортабельная. Ее главное отличие от поездов, знакомых москвичам, - дополнительная третья дверь в каждом вагоне, что позволит производить посадку и высадку пассажиров значительно быстрее, а значит, меньше тратить времени на весь путь.
Выиграют все - в том числе автомобилисты
По прогнозу экспертов, запуск МЦД-4 сделает свободнее целый ряд линий столичной подземки, которые сейчас перегружены. В частности, снизится нагрузка на участки Солнцевской, Филевской, Калужско-Рижской, Арбатско-Покровской, Таганско-Краснопресненской и Калининской линий метрополитена. Москвичи, проживающие в зоне его влияния, пересядут на наземное метро - это можно прогнозировать по опыту первых диаметров. Свободнее станут Киевское, Боровское, Носовихинское шоссе, а также шоссе Энтузиастов.
Комфортнее станет проезд и на ближайших автодорогах - Новорязанском, Ленинградском, Новоегорьевском, Косинском и Егорьевском шоссе.