Мэр Москвы Сергей Собянин ограничился коротким напутствием: "Этот центр по сути является новым высокотехнологичным сердцем вашей знаменитой клиники, одной из лучших в Москве. У вас появляются новые диагностические возможности, самые современные операционные и, конечно, условия, которые позволят окружить пациента вниманием буквально с первых минут, а вам - применить все знания и таланты". После этого главврач Московской городской скорой помощи Николай Плавунов в режиме видеосвязи доложил: "Новый центр введен в городскую информационную систему, диспетчеры готовы направлять в него машины с больными". "Ну что, как говорится, поехали", - ответил Собянин.
Так начал свою работу третий в городе флагманский центр. Как и первые два, введенные в этом году - в Склифе и больнице им. Вересаева, он работает по новому стандарту экстренной медицинской помощи. Как это выглядит на деле, "РГ" рассказал главврач больницы Валерий Вечорко: "Фантастический проект. Вот мы стоим с вами в отапливаемом тамбуре, что немаловажно для нашей зимы, куда могут войти сразу шесть карет "скорой помощи". Чтобы въехать сюда с улицы Реутовской, им требуется секунд 10, еще столько же уйдет на то, чтобы доставить пациента к распределительному посту. Там администраторы МФЦ мгновенно зарегистрируют его и наденут на руку браслет с QR-кодом. Куда направить дальше, они знают - информация, с чем больной поступил, уже значится на большом экране - ее врачи "скорой" передали еще с дороги. С вертолетной площадки до приемного покоя 245 метров - это тоже не больше 10 секунд".
Дальше вступает в силу принцип триажа - распределения пациентов по тяжести состояния. "Инсультных больных - сразу в противошоковое отделение, оно от входа метрах в пятидесяти, - принимает на себя роль экскурсовода зам. главного врача Олег Аверков. - Там есть реанимация, КТ и МРТ, с помощью которых врачи уточнят диагноз и немедленно возьмутся за спасение человека. С обширным инфарктом направят в ангиографическую операционную - она находится тут же". Слева от входа - желтая зона для больных, которым помощь нужна тоже оперативная, но они нуждаются в уточнении диагноза - на это врачам отводится до двух часов.
Более легкие пациенты, например, стружка в глаз попала или стукнул молотком по пальцу и не знает, сломал или просто ушиб, в сопровождении медицинской сестры идут сами на второй этаж в зеленую зону. Но и в этой зоне, как и во всех других, вся необходимая помощь оказывается по принципу: врач к пациенту. То есть все анализы, исследования, консультации проводятся на диагностической койке. Если врачи сочтут, что за состоянием человека стоит понаблюдать, его оставят до суток в комфортной палате в стационаре. Но основная часть пациентов центра должна получить всю необходимую помощь - от диагностики до операции и интенсивной терапии - в течение первых суток.
Для этого во флагмане площадью 16,5 тысячи квадратных метров, пришедшем на смену приемному отделению в главном корпусе, где у него было всего полторы тысячи квадратов, есть все. Развернуто 9 операционных, одна из которых уникальная гибридная, полный комплекс самого современного оборудования. А вот привычных историй болезни или направлений на анализы, заполненных "врачебным" почерком, здесь не увидеть. Не только флагманский центр, но и вся Филатовка с августа полностью отказалась от бумажного документооборота, в то время как все здравоохранение Москвы ставит такую цель только к 2025 году.
Напомню: в ближайшее время столица планирует ввести еще три таких флагмана: в Первой градской, больницах имени Боткина и имени Буянова.