издается с 1879Купить журнал

В центре Москвы при помощи деревянных веревок "шьют" поморскую лодку. Она отправится к городу, которого нет

20 августа 2023
Московский классицизм и поморская классика.

Артем Локалов

Московский классицизм и поморская классика.

В столице, на Зубовском бульваре, во дворе Музея Москвы, стружка, доски, визг пилы, стук киянок. Мастеровые люди из Архангельска строят - или, как правильно говорить, - шьют традиционную для тех мест лодку. Поморский карбас.

Это корабелы с верфи Товарищества поморского судостроения, которую возглавляет капитан, не раз ходивший в кругосветку, Евгений Шкаруба, решили показать свое ремесло в столице и заручились поддержкой музеев - Москвы и Политехнического. К стройке начали готовиться в июне в Архангельске, а неделю назад приехали в Москву с заготовкой будущего карбаса.

- У нас было четыре набоя. За неделю в Москве сделали пять набоев, точнее поясьев, - сразу погружает в мир корабельных терминов Евгений. - Набой - это одна сторона, а пояс - уже две стороны. Надеюсь, сможем договориться о спуске карбаса на Москве-реке в первых числах сентября, чтобы москвичи увидели его в деле. После этого погрузим карбас на машину и отвезем в Великий Устюг. Оттуда в сентябре-октябре дойдем до Архангельска по Северной Двине. Будем по пути читать лекции, встречаться с местными жителями в городах и деревушках, снимать кино.

Евгений Шкаруба шьет уже десятый карбас. Фото: Артем Локалов

Но это только часть большого пути. В следующем году карбас уже из Архангельска отправится историческим сложным маршрутом в Мангазею, первый русский заполярный город в Сибири. Он был основан в 1601-м году и просуществовал 70 лет. Затем Мангазея утратила свое значение, а после крупного пожара не возродилась.

Именно с тех пор известен так называемый Мангазейский морской ход. По нему и пойдет карбас в будущем году - через Белое, Баренцево, Карское моря, через Ямальский волок. А осенью 2024-го карбас вернется в Москву, где состоится выставка "Технология открытий". Этот маршрут - дань памяти нашим предкам, отважным поморам, которые первыми освоили и создали технологию строительства судов, способных ходить во льдах.

- Для верфи Товарищества поморского судостроения это десятый карбас, - говорит Шкаруба. - Но первый, который строится по аутентичной технологии. В первую очередь, это шитье вицей - так уже никто не делает. Но если захотеть, можно этот способ реанимировать, что мы и делаем.

Вица - это тонкая часть еловой ветви. Ее распаривают, после чего длинный сучок становится эластичным. Недаром вицу иногда называют деревянной веревкой. Она вставляется в заготовленные заранее отверстия.

- Так шили и 200, и тысячу лет назад. Это самый архаичный способ соединения досок клинкерным способом - кромка на кромку, - объясняет руководитель верфи.

Всего в Москве сейчас работает около десяти строителей. Они привезли сюда и кокоры -еловые корни, из которых изготавливают основание для карбаса. Заготовка проходила еще в ноябре в архангельских лесах.

Артем Бывальцев рассказывает, как заготавливали еловые корни - кокоры. Фото: Артем Локалов

- Если под снежком грунт не замерз, его можно откопать примерно за полчаса и завалить елку. Лес должен быть зимним, чтобы сокодвижения не было, - объясняет мастер Артем Бывальцев.

Ему 43, а деревянными лодками занимается с 14 лет. Работал на Соломбальской судоверфи в Архангельске. А в 2020-м попал на судоверфь Товарищества поморского судостроения.

- Пластиковые лодки выклеиваются в матрице, а из дерева можно седлать красиво, оно неповторимо. Пластиковых лодок можно наштамповать, а в работе с деревянной каждая досочка, каждый шкантик сделаны руками. Смотришь, как лодка растет, проявляется обвод, борт. Это - созидание. Рождение лодки - это классно, - делится Бывальцев.

Кто работает - тот ест. Фото: Артем Локалов

Артем говорит, что встречал людей с горящими глазами, которые ничего не умеют, но хотят тут же начать строить корабли. Так не бывает. Для начала надо доску постругать или другу простую работу научиться делать:

- Женщина на днях приходила на концерт и пока ждала начала говорит нам: "Дайте швабру, я опилки пока приберу". Вот это подход - мы от помощи не отказываемся.

Корабелы надеются, что построенный ими карбас разрешат спустить на воду в Москве.

- Был на набережной - все очень красиво, - рассказывает Бывальцев. - Теперь охота на Москву и с реки посмотреть. Но только не с прогулочного речного трамвайчика - там музыка играет, народ суетится - а из нашего карбаса. Представьте: мастеровые люди сели и начали грести. Не отдых, а реальная работа. Красота!