15.08.2023 12:42
Поделиться

Как информационный шум влияет на принятие решений в бизнесе

Еще десять лет назад один из авторитетных американских журналов утверждал, что человек прочитывает до 100 000 слов за день. Если это правда и 400 страниц информации в день стало нашей нормой, то не стоит удивляться тому, что у нашего современника не остается времени на книги. К сожалению, большая часть этой информации - мусор, авторы которого вкладывают в наше сознание то, что интересно и важно им, а не нам. Таким образом они формируют общественное мнение, а вместе с ним - и выбор того или иного действия (реакции) читателем, который устает думать своей головой. Корреспондент "РГ" решил выяснить у экспертов, как информационный шум и инфоксикация человека влияет на его экономически рациональное действие.
На принятие решений влияют все новости. Даже фальшивые.
На принятие решений влияют все новости. Даже фальшивые. / Алексей Куденко/РИА Новости

Читатель, который ежедневно хотя бы пробегает по заголовкам новостей, часто сталкивается с сообщениями типа "Рынок недвижимости вырос (упал) на один процент", "Горожане начали активнее сортировать мусор" и прочее. Чаще всего источниками подобных новостей являются пиар-агентства, которым отчаянно и небескорыстно нужно привлечь внимание аудитории к той или иной персоне или компании. Нередко это производство шума ради шума, пиарщики хотят поймать событийную волну.

- Если громкое событие коррелируется с вашим бизнесом или ключевыми сообщениями, смело можно использовать PR в режиме оперативного времени. Например, сейчас аудитория захвачена волной Барби-темы в связи с премьерой фильма, и многие FMCG-бренды воспользовались этим. Особенно активно этот тренд работает в соцсетях и новых медиа, так как имеет вирусный эффект, - поясняет Инна Анисимова, гендиректор PR Partner.

Однако при чем тут остальные, которым приходится пробираться к истине через такие сообщения? Ответ один: ньюсмейкеры думают, что несут светлое и доброе и что лояльность к бренду может коренным образом изменить жизнь читателей.

При этом информационный шум (ИШ) - источник многих неприятностей, для бизнеса в том числе, размышляет Александра Киселева, CEO Rebotica. - Он затрудняет принятие решений, отвлекает от главного. В результате пользователь (читатель) сбивается с правильного курса и начинает сомневаться в принятом решении, теряет производительность, время и ресурсы, испытывает психологическое давление.

Идеальное решение для всех - "договор о ненападении", переход из объектной позиции в субъектную. Главное правило - нужно вдумчиво создавать контент, который на основании ваших знаний вы передадите дальше, размышляет Юлия Мохова, гендиректор JM Communications.

- Бизнес во все времена был одновременно и потребителем и создателем всех достижений цивилизации. В наше время этим достижением служат инструменты для генерации и контроля за контентом, а значит, и за репутацией бренда, - полагает эксперт.

Однако инфодемия (переизбыток информации в онлайн и офлайн) и фальшивые новости снижают доверие и повышают риск конфликтов и насилия между людьми, уверена Надежда Кобина, гендиректор агентства персонального брендинга "Космос-4". Как следствие, нарушается способность общества адекватно реагировать на глобальные вызовы. Фактически отдельно взятый читатель теряет эмоциональную чувствительность.

- Наша психология такова: мы реагируем только на какие-то яркие события - либо положительные, либо отрицательные. Причем отрицательные приковывают внимание в большей степени, чем позитив. По ним кликбэйт - желание нажать на заголовок и прочитать новость - существенно выше, - напоминает Владимир Жиганов, эксперт по геймификации бизнеса. - Если картинка о происходящем в компании будет односторонней (к примеру, регулярные сообщения о происшествиях), то у человека появляются "информационные шоры": он начинает думать, что там все плохо, опасно, лучше избегать этого места. Так формируется неправильный фон по отношению к компании, сфере, услуге, продукту. Причем преимущества в формировании мнения получают, как всегда, сильные, чаще - корпорации.

- В таком информационном шуме велика вероятность утраты ценных мыслей, качественных идей и предложений, которые могли бы быть услышанными и привести не только бизнес-сообщество, но и все общество в целом к новому этапу развития, - уверена ментор Марина Шакина.

Проще всего сделать вывод, что информационный шум - это следствие доступности, а значит, и производства информации. Если есть запрос на потребление, значит, будет и ее избыточное предложение. Но не стоит забывать, что доступность информации - это снижение расходов на продвижение бренда, напоминает Мария Островская, CEO Shopping Live.

- Информация стала новым дофамином, многие подсаживаются на нее. И если человек находит в этом спасение от стресса, может, это неплохо, - дополняет эксперт.

Для бизнеса хаос — это родная стихия. В том числе — информационный

Однако здесь возникает вопрос: в том ли он ищет спасение? Конечно, некоторые эксперты уверяют, что нет худа без добра. Информационный шум - это субъективное понятие: каждый сам определяет, что для него важно, а что нет, полагает Кристина Петрова, основатель агентства PR Perfect. Для бизнеса ИШ - это школа жизни, если ты привлек внимание аудитории, "говори четко и ясно", в противном случае аудитория тебе не поверит.

Для бизнеса хаос - это родная стихия. Бизнес всегда функционировал в условиях рисков и высокой неопределенности, напоминает политолог Руслан Груздев и предлагает не забывать простую истину: на рынке действует эффект толпы. Отдельные потребители могут сохранить критическое мышление, но в целом это вряд ли остановит напуганную толпу. Другими словами - кто хочет услышать, тот услышит.

- Любая дополнительная информация, даже избыточная, служит для подкрепления первоначальной идеи, - уверена Татьяна Надежная, шеф-редактор агентства "Идеи и решения", и предлагает исследовать шум, "выявляя и используя его грандиозные потенциальные возможности, которые ограничиваются скорее этическими, нежели практическими рамками".

Мнения

Екатерина Мовсесян, гендиректор агентства КРОС:

- На принятие бизнес-решений может влиять даже проигрыш любимой футбольной команды, поскольку генеральный директор или собственник бизнеса болеет за нее. Эти воздействия чаще всего неосознаваемы.

Владимир Кривов, руководитель агентства РОСТСАЙТ:

- Влияние информационного шума на общество также не стоит недооценивать. Как сказал Генри Дэвид Торо: "Всякий раз, когда культура становится зависимой от информации, информация становится оружием для завоевания культуры".

Юлия Че, предприниматель:

- Проблема не в том, что мы создаем множество информации, а в том, что наше мышление не успело за эволюцией - в нем просто не созданы механизмы обработки больших объемов многопотоковой информации. Мы ловим себя на мысли: а не упустил ли я что-то?

Татьяна Надежная, шеф-редактор агентства "Идеи и решения":

- Даниэль Канеман и Оливье Сибони, авторы книги "Шум: недостаток человеческого суждения", дают интересное понятие информационного шума, определяя его как нежелательную изменчивость профессиональных суждений. Опасной разновидностью шума становится предвзятость - это средняя ошибка в суждениях. Если вы посмотрите на множество суждений и все ошибки в этих суждениях следуют в одном направлении, то это предвзятость. Если при наличии множества суждений ошибки в них появляются в самых разных направлениях, это и есть "истинный" шум.

Кстати

Примером отрицательного влияния информационного шума, напоминает Алена Коломейская, директор UPME, можно назвать локальную банковскую панику в Свердловской области. Так, в 2020 году Банк России отозвал лицензии у Московского Первого депозитного банка, Спецсетстройбанка и Архангельского НПО "Северная расчетная палата". Эти события, вероятно, не оказали существенного влияния на финансовую историю страны. Однако отзыв лицензии у Банка24.ру в Свердловской области вызвал панику среди клиентов, затронувшую весь региональный рынок.

Соцсети распространяли фальшивые списки банков, у которых ЦБ якобы собирался отозвать лицензии, что вызвало дальнейшую панику. На форумах и в соцсетях циркулировали сообщения с призывами вывести средства из ряда банков.