Компьютер грозит мировому кино глубокой заморозкой

Голливуд парализован забастовкой членов актерской Гильдии, включая первых звезд. С начала мая бастуют и сценаристы: и те и другие требуют увеличения гонораров и гарантий, что их искусство не заменит искусственный интеллект (ИИ). Это не пустые слова. Мы давно наблюдаем превращение одного из самых глубоких искусств в компьютерный аттракцион: исследование натур и судеб сменилось утехой для глаз и щекоткой для нервов, совместное размышление в кинозале - инъекцией адреналина.
В рекламном ролике 2014 года сгенерированная компьютером Одри Хепберн кажется почти настоящей, но все же есть в ней что-то кукольное, нарисованное, неживое.
В рекламном ролике 2014 года сгенерированная компьютером Одри Хепберн кажется почти настоящей, но все же есть в ней что-то кукольное, нарисованное, неживое. / Кадр из рекламного ролика dionicus/YouTube

ИИ вместо эмоций

В интернете бродит 12-минутный фильм The Frost ("Мороз"), где каждый кадр создан искусственным интеллектом - рассказ о вымерзающей Земле, о корчащихся от холода людях. Пугающе похожие на героев "фильма катастроф", они искусственно анимированы на основе фотоизображений. Сценарный план написан человеком, на его основе программа DALL-E 2 создала изображения, а инструмент искусственного интеллекта D-ID их "оживил", заставил глаза и губы двигаться - иногда невпопад, но лиха беда начало. По способности устрашать и держать напряжение этот фильм-эксперимент немногим уступает типовому современному триллеру, а фото, анимированные компьютером, могут соревноваться со средней руки актером, играющим очередную штамповку. Штамповка, стандарт, матрица - то, что лежит в основе машинного творчества, но у метода есть свойство быстро и непредсказуемо развиваться.

Вот уже и российский канал СТС снимает наш первый комедийный сериал по сценарию, созданному нейросетью. Она сконструирована студентами образовательной платформы Skillbox, но обучение прошла не на фильмах Рязанова, а на комедиях СТС, что не вселяет надежд. В итоге нас ждет ситком "Сидоровы" - "история среднестатистической семьи Сидоровых, которые ругаются, шутят, решают бытовые проблемы, но в какой-то момент подмечают, что не могут покинуть картину и постоянно слышат закадровый смех". Интересно, что один из актеров ситкома Георгий Дронов делился опасением, что ИИ может лишить его работы: "Продюсеру удобнее: купил программу, запустил ее и работаешь. Актеры-роботы не капризничают, кормить их не надо, да и рабочий день у них может быть по двенадцать часов в сутки".

Качество творчества нейросетей в игровом кино уже видят пользователи Яндекса: там можно иностранный фильм "дублировать", просто нажав кнопку. Вы получите диалоги, "разыгранные" мужским и женским голосами, но приглашение дамы на танец "Вы позволите?" вам переведут как "Можно войти?". Смотреть такое кино, конечно, пока невозможно, но актеры дубляжа уже в опасности.

Новая роль для Марлен Дитрих

Опасения возникли еще в начале века: цифровые герои заменят живых. Уже тогда умерший в 1987-м Фред Астер в рекламном ролике танцевал с суперпылесосом-99, Мэрилин Монро признавалась в любви к "Шанель №5", а Джон Уэйн восхвалял новые сорта пива. Тогда же прошелестело известие, что Марлин Дитрих (1901 - 1992) подписала новый контракт на ближайшие 300 лет. В партнеры ей можно пригласить американца Бастера Китона (1895 - 1966), француза Жерара Филипа (1922 - 1959) и итальянца Тото (1898 - 1967).

Лаборатория в Лос-Анджелесе ведет работы по цифровому клонированию звезд, сводивших с ума поколения! В 2000 году компьютерные "артисты" фильма "История игрушек-2" переиграли Джима Керри, отобрав у него премию "Золотой глобус". Цифровые создания играют главные роли в самых кассовых фильмах от "Звездных войн" и "Властелина колец" до "Аватара". Стали рутиной размноженные компьютером толпы на экране - актеры массовки больше не нужны.

По ссылке внизу вы можете полюбоваться сгенерированной Одри Хэпберн в рекламе шоколада Dove. Впрочем, идея поручить дигитальной звезде главную роль в новой мелодраме не всем показалась удачной. Вряд ли компьютер когда-либо сможет передать живую энергетику, загадочность и чувственность, которыми наделяла свои создания актриса. Компьютер всегда останется машиной, а человек всегда будет непредсказуем. "Цифра" может помочь актеру спрыгнуть со скалы в пропасть, сразиться с призраком или пройти в четвертое измерение, но она не сможет заменить живую эмоцию и свойственный человеку темперамент. Цифровой "шахматист" может обставить гроссмейстера, но ему не удастся передать нам свое торжество, радость, ликование. А искусство, в отличие от голой, пусть умной, цифири - это мир страстей. Да и компьютер такая хитрая штука: что в него заложишь - то и получишь.

Компьютер всегда останется всего только машиной, пусть и умной. А искусство - это всегда мир человеческих страстей

ТВ на голодном пайке

Какие будут последствия стачек сценаристов и актеров? Этот вопрос волнует зрителей мира. Ответ однозначен: стачка сценаристов остановила многие популярные серии на ТВ и стрим-платформах, любимые герои к осени не вернутся, независимо от того, закончатся ли к тому времени забастовки. С кинофильмами чуть легче: еще есть запас картин, готовых к премьере, и эхо стачек докатится до кинотеатров позднее. Хотя некоторые премьеры уже отменены.

Среди пострадавших - Венецианский фестиваль, который 30 августа должен был открыться фильмом Луки Гуаданьино "Претенденты", где снимались американские звезды - они не смогут прилететь на премьеру, и фильм снят с программы. Вероятно, такая судьба грозит и другим голливудским участникам Мостры.

Мнение

Президент Гильдии продюсеров и организаторов кинопроцесса СК России Филипп Кудряшов:

- Стоит ли беспокоиться нашим кинематографистам? Уже есть пример, когда телеканал, отзывчивый на новые технологии, "воскресил" актера Владислава Галкина в "Диверсанте". Что это дало для развития кино? Добавило присутствие виртуальной мумии художественных достоинств картине? Риторический вопрос.

Да, ИИ может лишить заказов многих сценаристов, работающих на поток низкопробных сериалов. Есть алгоритм, с которым программа может справиться даже успешнее. Но если говорить о настоящем творчестве, артисты и драматурги в безопасности, пока не будем путать искусство и искусственность. Технологии стремятся к совершенству, люди - несовершенны. И в этом их преимущество перед любыми технологиями. Искусственный интеллект по сути своей должен соответствовать идеальным стандартам. Он подражает человеку и может довести все его навыки до совершенства. А творчество состоит из нарушения правил, непредсказуемости. Без этого нет человеческого тепла.

Другой вопрос - что зрители должны испытывать потребность в подлинном искусстве. А если их приучать к конвейерному "творчеству", где отсутствуют и чувство, и идея, - рано или поздно зрители и сами превратятся в роботов. Их устроит любое зрелище, проглотят любое кино, не заметив, что оно "ненастоящее". Вот это и должно беспокоить больше всего. Есть в кино много сфер, где новые технологии полезны - скажем, при восстановлении архивного материала или для исправления брака. Есть немало случаев, когда машина поможет человеку, не пытаясь его заменить. Просто нужны чувство меры и здравый смысл.

Подготовил Максим Васюнов