12.07.2023 11:45
    Поделиться

    Уральский музей оцифрует уникальные экспонаты ювелирного искусства

    Крутые ступени, ведущие в подвал бывшей аптеки Екатеринбургского горного ведомства, поворот ключа в двери - и вместо жары и суеты города мы оказываемся в тишине и прохладе "Золотой кладовой" Екатеринбургского музея истории камнерезного и ювелирного искусства. Обычным посетителям в святая святых попасть непросто, только в составе экскурсионной группы, а между тем здесь хранятся вещи удивительные и с исторической, и с художественной точки зрения.
    Раритетным экспонатам устроили фотосессию.
    Раритетным экспонатам устроили фотосессию. / Татьяна Андреева/РГ

    Вот серебряная шейная гривна, датированная IX-XII веками: когда-то хозяин прикреплял к ней кошель с деньгами, а если дензнаки заканчивались, расплачивался с продавцами, отщипнув от гривны толику металла. Рядом - серебряный поднос и кружка, подаренные меценату Илье Захаровичу Маклецкому и основателю Уральского общества любителей естествознания Онисиму Егоровичу Клеру. Другой уникальный экспонат - почетный знак, дарованный за заслуги перед железной дорогой инженеру Николаю Николаевичу Ипатьеву, которого стоит помнить не только из-за трагической истории царской семьи. В витринах видим малоформатную (и не столь известную) каменную пластику Фаберже, итальянскую микромозаику викторианской эпохи с видами античных архитектурных памятников, редчайшие "картежные" монеты и прочие чудеса.

    В "Золотой кладовой" идет процесс оцифровки: сотрудники музея Татьяна Александрова и Артем Морковников осторожно извлекают из витрин изящные предметы, чтобы устроить им фотосессию. Минкульт РФ разработал онлайн-платформу "Артефакт", и все сокровища станут доступны любому виртуальному посетителю. Кроме того, реальные гости музея, воспользовавшись QR-кодом, смогут рассмотреть вещи в мельчайших деталях, до последней крохотной пружинки, жемчужинки и потайного иероглифа.

    Среди сокровищ кладовой - утилитарные предметы конца XIX века, украшенные перегородчатой эмалью. Фото: Татьяна Андреева/РГ

    - Одно из главных требований к виртуальной экспозиции - качественные снимки, - рассказывает директор музея Юлия Ильина. - А полированные поделочные камни, ограненные драгоценные и благородные металлы объединяет одно коварное для фотографирования качество - блеск. Поэтому, учитывая миниатюрность изделий, требуется особое мастерство фотографа и использование специального оборудования. Фотообъектив для макроувеличения и поворотный стол музей приобрел по нацпроекту "Культура".

    Работа кропотливая, к тому же экспонатам "кастинг" предстоит, поэтому "Золотую кладовую" представят на платформе "Артефакт" только в конце года.

    А пока в музее открылась выставка "Хранитель времени", приуроченная к 30-летию ювелирного дома MOISEIKIN. В изящных цветочных миниатюрах, серебряных и бронзовых скульптурах, созданных командой камнерезов, ювелиров, модельеров и закрепщиков, прослеживаются бережно сохраняемые традиции уральского камнерезного искусства.

    Поделиться