Крах советской системы, развал Организации Варшавского договора и дезинтеграция Восточного блока привели к тому, что западные компании, заручившиеся политической поддержкой своих правительств, получили в безраздельное пользование огромный рынок емкостью почти 420 миллионов человек и доступ к значительным объемам природных ресурсов, которые обеспечили Западной Европе невиданный в тех условиях рост экономики.
В результате "закрытия" советского проекта пострадали не только республики бывшего СССР. Страны, которые с надеждой смотрели на Советский Союз - преимущественно в Африке и Южной Америке, - остались один на один с набиравшей силу гегемонией США и их сателлитов.
Не избежала этой участи и новая Россия. Наши недра были фактически переданы в пользование "зарубежным инвесторам". На ключевых, самых перспективных нефтяных месторождениях работали Shell, ExxonMobil и японская Mitsui. Из-за "утечки" талантливых высококлассных специалистов страна перестала выпускать дальнемагистральные самолеты, перейдя на продукцию компаний Boeing и Airbus. Мы отказались от промышленных достижений по целому ряду направлений. Зарубежные партнеры обещали России доступ к высокотехнологичным продуктам, а взамен требовали предоставлять ресурсы для их передовой промышленности. В то время нам в силу определенной наивности казалось, что это нормальная практика.
Российская Федерация как правопреемница СССР рассчитывала, что новые правила глобального хозяйствования в условиях отсутствия военной конфронтации будут действительно справедливыми. Однако эпоха мирного сосуществования и сотрудничества так и не наступила. Россию с первых дней рассматривали как добычу. В обмен на сомнительную честь "присутствовать в европейском предбаннике" от Москвы добивались безоговорочного согласия с западными установками и решениями: от уничтожения США и их союзниками Югославии до нападения на Ливию и другие страны, в результате чего те лишились своего суверенитета. Западный блок не гнушался вмешательством и во внутренние дела России: во время контртеррористической операции в Чечне в начале 2000-х наши зарубежные "партнеры" снабжали террористов, окопавшихся на нашем юге, системами связи и вооружением, по своим лекалам готовили боевиков и финансировали их деятельность.
Для России такие практики были неприемлемы. Мы всегда уважали интересы партнеров, но взамен рассчитывали, что наши законные соображения и озабоченности также будут учитываться. Именно об этом еще 15 лет назад на Мюнхенской конференции по безопасности говорил президент Владимир Путин. Его тогда не услышали: Россию рассматривали как источник дешевого сырья, который не может претендовать на собственное видение архитектуры глобальной безопасности.
В этом контексте Референдум о статусе Крыма 2014 года стал шоком для западного истеблишмента. Еще бы: их модели глобального развития кто-то посмел бросить вызов! В "большой картине мира" причиной тех событий стал тот факт, что Запад, поправ все возможные договоренности и растоптав остатки доверия, попытался отказать России в праве иметь национальные интересы, защищать соотечественников и союзников.
Некоторые специалисты говорят, что мировоззренческий кризис между Россией и Западом перешел в горячую фазу в конце февраля 2022 года с началом специальной военной операции. Это не так. Первой ласточкой стала кровавая попытка Михаила Саакашвили в августе 2008 года захватить город Цхинвал в Южной Осетии, вызвавшая наши ответные действия по принуждению Грузии к миру. Не прошло и шести лет, как похожий сценарий повторился на Украине. Почему так происходит? Наши так называемые "партнеры" не захотели принять во внимание законные опасения России относительно безопасности нашей страны.
Мы не раз слышали заверения в "мирных" намерениях НАТО. Альянс устами американского госсекретаря Джеймса Бейкера утверждал, что он ни на дюйм не сдвинется на Восток после роспуска Организации Варшавского договора. Однако ползучая агрессия НАТО продолжилась, и каждая волна расширения приближала западную военную инфраструктуру к нашим границам.
Сегодня вся военная машина НАТО настроена на уничтожение России, нанесение нам стратегического поражения через обеспечение марионеточного неонацистского режима на Украине деньгами, вооружением, техникой, разведданными, военными советниками и наемниками. Вложения стран Запада в противостояние с Российской Федерацией превысили 170 миллиардов долларов. На военные поставки приходится более трети от этой суммы. Такого не было со времен натовской оккупации Афганистана.
Очевидно, что конфликт на Украине - это отнюдь не локальный вопрос между Москвой и Киевом, а противостояние между Россией и Западом как главным бенефициаром "миропорядка, основанного на правилах". Оказывая Киеву политическую и военную поддержку, Вашингтон и его союзники хотят окончательно решить "проблему России", чтобы затем вплотную заняться Китаем и при этом не распылять силы на два фронта. В случае провала на Украине евроатлантический блок окончательно утратит свой кредит доверия, лишится рычагов влияния на мировую политику и экономику - в том числе в Африке, на Ближнем Востоке, в Латинской Америке.
Поэтому Запад обрушился на Россию всей своей мощью. Расчет был на блицкриг, как в 1941 году. Только тогда он был чисто военным, а сегодня - экономико-политический. Против нас использовали всю глобальную экономическую инфраструктуру: платежные системы, банки, финансовые инструменты - то, что прежде провозглашалось достоянием интегрированного мира. Однако попытка взорвать над Россией "финансовую ядерную бомбу" провалилась. Эффект был обратным: страны Ближнего Востока, Южной Америки и Африки, которые в последние 30 лет попали в кабальную зависимость от западноцентричного мира, увидели, что неоколониальной системе и финансовому шантажу можно эффективно противостоять.
Неспособность Запада наказать Москву за неприятие "порядка, основанного на правилах", означает, что евроатлантизм утрачивает позиции. США задействовали все свои рычаги, чтобы наспех сколотить коалицию единомышленников, на которых возложили колоссальные затраты. Европа продолжает вкладываться в украинскую авантюру, сжигая в топке конфликта всё, что было накоплено после Второй мировой войны. 55 миллиардов евро, выданные Брюсселем на поддержку Киева, меркнут на фоне экономических издержек, которые понес Евросоюз, отказавшись от сотрудничества с Россией. Европейские потери от уничтожения "Северных потоков", ухода компаний с российского рынка и отказа от поставок энергоносителей, по разным оценкам, составляют порядка 270 миллиардов евро. Это бремя растет с каждым днем, и все понимают, что это не может продолжаться бесконечно. Европейцам не стоит надеяться, что американцы разделят с ними ответственность за развязывание украинского конфликта. Вашингтон, как обычно наживающийся на заказах ВПК и поставках военной продукции, не намерен брать на себя издержки.
Но что будет дальше и как будет формироваться новая внешнеполитическая реальность? Прежде зависимые от Запада страны всё четче начинают осознавать свои истинные национальные интересы. Они видят, что их достояние растрачивается на поддержание мироустройства, полностью противоречащего интересам их граждан. В последние годы страны Запада активно продвигают в мировую повестку "порядок, основанный на правилах". Проблема не только в том, что никто не знает списка этих правил, но и в том, что их выработку западники всецело оставили за собой. Цель вполне понятна: завернуть прежний колониальный порядок в современную обертку, чтобы попытаться продлить свое доминирование. Вот только страны вне евроатлантического блока устали терпеть зависимое положение. Они стремятся к справедливости и имеют полное право предъявить счета за многие годы рабства и ограбления, которым их подвергли американцы и европейцы.
Слом нынешнего миропорядка, конечно, произойдет не завтра. Победа России в конфликте на Украине не заставит коллективный Запад моментально отказаться от гегемонистских устремлений. Тем не менее успех специальной военной операции придаст уже начавшимся тектоническим сдвигам в мировой политике необратимый характер.
В этом смысле нашей важнейшей задачей после окончания горячей фазы противостояния станет деятельное участие России в формировании нового многополярного мира, в котором ни одной стране или военно-политическому блоку не должно принадлежать право обеспечивать свое существование за счет других. Потребуется коренной пересмотр работы всех механизмов ООН - начиная с переноса штаб-квартиры организации в действительно независимую юрисдикцию, способную соблюдать свои международные обязательства, и заканчивая принципами комплектации органов ООН, не допускающими доминирование в их структуре западных специалистов.
Уже сегодня существуют независимые площадки, которые доказали свою эффективность при выработке ответов на новые вызовы. Речь идет о БРИКС, ШОС и ОДКБ. Эти структуры свободны от влияния западного лобби и ориентированы на благополучие всех стран, налаживание устойчивых и взаимовыгодных политических, военных, экономических и других связей.
Чтобы исключить агрессивные финансовые действия со стороны группы "избранных" стран или игроков, контролирующих платежные средства и системы, необходимо будет решить вопрос о новом средстве международных расчетов. Будет ли это единая валюта стран БРИКС, валютная корзина или другие инструменты - предстоит определить специалистам. Важной задачей остается формирование избавленных от контроля со стороны глобального гегемона логистических маршрутов вроде Северного морского пути или континентальных грузовых коридоров. Крайне перспективны совместные проекты по освоению космоса, изучению новых источников энергии.
Итогом противостояния с Западом, конечно же, не станут ни слом либерального мировоззрения, ни крах США, ни дезинтеграция ЕС, ни роспуск НАТО. Что действительно произойдет - так это обретение миром равновесия. Вашингтону и его сателлитам придется умерить свои аппетиты, которые утолялись за счет других стран. Европа будет вынуждена самостоятельно решать проблемы, которые породило невежество евробюрократов.
Будущее человечества будет определяться не диктатом меньшинства, а открытым и конструктивным диалогом между Западом и новыми центрами глобального притяжения - Россией, Китаем, Ближним Востоком, Турцией, Ираном, Латинской Америкой, Африканским континентом. Это не превратит мир в одночасье в более предсказуемый, но, по крайней мере, сделает его более честным, построенным на уважении друг к другу.