17.06.2023 12:45
    Поделиться

    С приветом от акына: В Воронеже выступило Forte Trio из Казахстана

    Известный камерный ансамбль из Астаны покорил публику Платоновского фестиваля. Государственное Forte Trio привезло в Воронеж жизнерадостную программу из европейской классики конца XIX века. Колоритным завершением вечера стало сочинение казахского композитора Армана Жайыма по мотивам эпоса о Кероглы. Песня акына, переложенная для фортепиано, скрипки и виолончели, приоткрыла для публики окно в мир современной академической музыки Средней Азии.
    Дирекция международного Платоновского фестиваля

    Инструментальное трио - первое в Казахстане! - появилось десять лет назад. Ансамбль создал выдающийся пианист, профессор национального университета искусств Тимур Урманчеев. Сам он, как и виолончелист Мурат Нарбеков, остается неизменным участником трио. А вот скрипачи несколько раз менялись. С сентября 2023 года на этой позиции играет Максат Джусупов.

    Для Платоновского фестиваля Forte Trio подобрало "летнюю" программу, наполненную светом, радостью и предвкушением любви. Ранний Дебюсси, редко исполняемое трио Lovisa Сибелиуса, второе фортепианное трио Брамса - музыка 1880-х еще не несет отпечатка духовного кризиса Европы рубежа веков и как бы возвращает слушателя, потрепанного текущими катаклизмами, в блаженное состояние покоя, неведения и надежды.

    Исполнители показали высокую слаженность и, несмотря на "ударное" название, тонкое пиано - добиться которого, как известно, куда сложнее, чем оглушительного форте. Обаяние, артистизм и демократичность участников Forte Trio в Воронеже оценили по достоинству.

    В каждом концерте казахского ансамбля - а он выступал и в Западной Европе, и в Латинской Америке, и в Москве, - обязательно звучит национальная академическая музыка. Композиторская школа в стране сложилась в советское время. Выпускники Московской консерватории приезжали в Казахстан по распределению, оставались жить и начинали использовать в творчестве характерные для фольклора мелодии, ритмы, особую гармонию. Сегодня госзаказа на сочинения крупной формы (симфонии, оперы) уже нет, поэтому их появляется мало. А вот камерная музыка развивается хорошо и сохраняет черты казахской народной музыки. Например, переменчивый ритм и звукоподражание.

    В Воронеже Forte Trio представило небольшую, но яркую поэму "Кероглы" Армана Жайыма. Композитор создал свою версию известной в Казахстане мелодии акына Даулеткерея (к слову, современника Брамса). Изначально этот кюй, то есть традиционная пьеса, исполнялся на домбре. Сегодня у него масса переложений для самых разных инструментов. Эпос о подвигах Кероглы (имя героя переводят как "сын могилы" или "сын слепого") существует у многих тюркских народов. Но для восприятия музыки знание сюжета, по большому счету, неважно. Мужественного всадника, который скачет по вольной степи, прекрасно рисуют сами звуки.

    - Музыка - это эмоции, которые мы передаем слушателю. И от него на концерте требуется просто не закрываться. Если же человек постоянно читает сообщения в телефоне, думает о внучке или других бытовых делах, до него не достучаться, - признал Тимур Урманчеев. - Камерная музыка для неподготовленного уха, пожалуй, проще. Она чистая, без большого количества пассажей и технических сложностей, которые всегда есть в сольных сочинениях. Основная мысль здесь не спрятана за обилием быстро сменяющихся деталей. Камерная музыка отлично структурирует мозг и исполнителя, и слушателя.

    Скрипач Максат Джусупов добавил, что игра солиста с оркестром всегда предполагает соревнование, где исполнителю нужно более эффектно показать себя, свое мастерство и технику.

    - Камерный ансамбль - это акт уважения. Здесь задача каждого музыканта - пропустить коллегу, когда наступает его очередь играть тему, дать прозвучать, - сказал он. - Для меня добиться этого поначалу было сложно: до Forte Trio я мало играл в камерных составах. Но когда у тебя получается поддержать вариацию соседа, не помешав ему, - это дает такое вдохновение!

    Forte Trio - коллектив в хорошем смысле всеядный. Он исполняет произведения разных эпох, от барокко до качественной эстрады, исходя из того, что музыка бывает хорошей и плохой независимо от жанра или стиля.

    - Для классического трио писали все великие композиторы, и их произведения, конечно, основа нашего репертуара. Включаем в программы сочинения современных авторов - наших друзей из Казахстана, Франции, Италии. Используем также замечательные аранжировки молодых местных авторов и делаем переложения сами. Например, играем песни АВВА и сочинения Гершвина с оркестром. Иногда выступаем вместе с народными музыкантами. Домбра или кобыз воспроизводят звуки природы: вой волка, топот копыт, шум дождя или ветра. Мы пытаемся создать те же эффекты с помощью своих инструментов, - отметил Тимур Урманчеев. - В Казахстане академические составы часто выступают с переложениями популярной или народной музыки. Такие программы пользуются огромным спросом - заполняются залы на две-три тысячи человек. Да, люди приходят не на Брамса и Бетховена, но все-таки на симфонический оркестр и ансамбли. Думаю, практику Монтсеррат Кабалье и Лучано Паваротти, которые соединяли классику и эстрадных исполнителей, имеет смысл продолжать.

    После пандемии в Казахстане произошел всплеск интереса к инструментальной музыке, отметили участники трио. Столичная публика охотно посещает и концерты и в государственной филармонии, и в камерном зале театра "Астана Опера". Forte Trio активно выступает в регионах, в моногородах. Порой приходится возить с собой "походный" рояль.

    - На классику собрать зал всегда сложнее, чем на поп-музыку. Наша миссия - насаждать культуру, поэтому в гастрольные программы мы для затравки включаем эстрадные переложения, - пояснил Мурат Нарбеков.

    Чтобы помочь начинающим меломанам, участники трио рассказывают об истории создания того или иного сочинения, его структуре. Могут даже наиграть несколько тем, чтобы их было проще опознать в массиве звуков.

    - Допустим, трио Чайковского длится 55 минут, с непривычки это может быть сложно воспринять. Если в произведении четыре части, можем после второй сделать паузу и объяснить, что там происходит. Слово со сцены имеет магическое действие, внимание зала сразу становится активным, - добавил Урманчеев. - Одна из наших программ рассчитана на выступление практически среди зрителей. Ведь камерная музыка и писалась для небольших помещений, где можно чисто физически уловить вибрацию виолончели, увидеть эмоции исполнителя. В большом зале вы этого не почувствуете.

    Умение расположить к себе аудиторию и мягко ввести ее в курс дела очень пригодилось казахским музыкантам в Воронеже. Концерт привлек довольно много неопытных слушателей, которые склонны принимать любую паузу за окончание произведения. Вдобавок по технической причине посреди первого отделения зрителям просигналили об антракте. Гости не растерялись и в доступной форме описали, что же будет звучать дальше.

    Кстати

    В воскресенье в Воронеже выступят молодые, но уже известные и любимые в России оперные солисты из Средней Азии. В сопровождении симфонического оркестра будут петь Рамиз Усманов (тенор, Узбекистан), Энхбат Тувшинжаргал (баритон, Монголия) и Салтанат Ахметова (сопрано, Казахстан). Арии из опер Моцарта, Верди, Пуччини, Рахманинова и Чайковского прозвучат под открытым небом - в Зеленом театре на территории Центрального парка. Подробности - на сайте Платоновского фестиваля.

    Поделиться