Алексей Цыденов: Малый бизнес Бурятии рос даже в ковидный период

Республика Бурятия в этом году отмечает столетие, а после вхождения в состав ДФО сделала заметный рывок в развитии. Об особенностях экономики региона и формах поддержки участников СВО рассказал глава республики Алексей Цыденов.

Алексей Самбуевич, Бурятия предложила несколько особых форм поддержки специальной военной операции и ее участников. Один только проект "Брат отца", инициированный вами, чего стоит! Какие виды помощи участникам СВО и их семьям вы считаете наиболее действенными?

Алексей Цыденов: В первую очередь нужно общественное признание того, что ребята на передовой, которые защищают родину, - настоящие герои. И крайне важно, чтобы у них и их семей было надежное плечо рядом.

На мой взгляд, все формы поддержки, какие только могут быть, - любые приемлемы. Единственное, что неприемлемо в отношении участников СВО, - это равнодушие и отстраненность.

Формы поддержки зависят от бюджетных возможностей и культурных особенностей каждого региона.

Отмечу, что в нашей республике очень патриотично настроенные люди, и много мужчин защищают родину, записавшись добровольцами. Так было и до мобилизации, и после нее. Наши ребята - по-настоящему воины по духу. И, конечно, надо помогать им и их близким.

У нас создана целая служба поддержки раненых: организован ежедневный объезд всех госпиталей в Москве, где лечатся наши воины.

Разработаны различные экономические меры помощи участникам спецоперации. Например, для них обнулен транспортный налог. Всем мобилизованным и добровольцам произведены единовременные выплаты. Их близких в зимний период снабжаем дровами.

Детей участников СВО в безусловном порядке устраиваем в детские сады и школы, и неважно - есть там свободные места или нет. Причем такое решение в республике было принято еще до того, как президент распространил этот подход на всю страну.

Если - не дай бог! - отец погиб, его ребенка обучаем за бюджетный счет в любом высшем учебном заведении России. Такие примеры уже есть: абитуриенту не хватило баллов по ЕГЭ, он поступает платно, и все пять лет за его учебу платит регион. В республиканские средние специальные учебные заведения такие ребята поступают бесплатно.

Если семья осталась мужчины, рядом все равно должен быть близкий человек. На это нацелен проект "Брат отца". У нас нашлись отзывчивые люди, которые включились в проект: приходят в семью, потерявшую главу, и говорят: "Теперь мы по жизни вместе, вы теперь - наши родственники". Ведь не всегда требуется материальная помощь, но всегда нужно, чтобы были близкие люди, с которыми можно посоветоваться, кому порой оставить ребенка, с кем подружиться семьями и проводить вместе праздники.

Я считаю, что мужское участие в воспитании ребенка очень важно, поэтому мы запустили проект "Брат отца", и он у нас пошел.

Еще одно решение мы приняли для ребят, которые возвращаются из зоны СВО с ущербом для здоровья и испытывают сложности с трудоустройством. Для них мы вводим в школах специальные ставки с дополнительным фондом заработной платы, и они становятся учителями начальной военной подготовки и основ безопасности жизнедеятельности. Организованы специальные курсы для тех, у кого нет педагогического образования, и люди бесплатно проходят профессиональную переподготовку.

Так что много разных форматов поддержки, и всегда можно найти тот, который нужен в данный момент.

В год столетия Бурятии интерес к ней вырос значительно. Потрясающая природа и национальный колорит республики привлекают все больше гостей, тем более что именно в Бурятию три года назад были организованы первые полеты по программе внутреннего чартерного туризма. А готова ли туристическая инфраструктура региона к наплыву гостей?

Алексей Цыденов: Не готова, но развивается очень активно. Тут надо отдать должное правительству Российской Федерации, Ростуризму, министерству экономического развития РФ, которые очень деятельно поддерживают и субсидирует туристическую инфраструктуру в Бурятии.

В 2022-м мы получили 300 миллионов рублей на развитие глэмпингов, 17 новых таких точек образовалось в этом году. В текущем году на совершенствование туристической инфраструктуры выделено более 600 миллионов. В регион зашли инвесторы строительства крупных отелей.

За счет федеральных программ поддержки и развития авиации у нас увеличилась частота движения и повысилась транспортная доступность. Поэтому идет очень интенсивный рост туристического потока, и сейчас не хватает достаточного количества мест размещения.

Однако строятся большие и малые гостиницы, появляются новые услуги для гостей, открываются малые предприятия, выпускающие сувениры, развивается сфера питания.

Так что все идет эволюционным путем, причем очень быстро.

Поворотным моментом в современной истории Бурятии стало вхождение республики в состав Дальневосточного федерального округа. Как за эти годы изменилась ситуация в социальной сфере? Какие инструменты использовались для решения проблем в образовании и здравоохранении?

Алексей Цыденов: Безусловно, мы очень рады что было принято решение о включении Республик Бурятия в состав Дальневосточного федерального округа и на регион тут же распространились все формы поддержки Дальнего Востока. Это и субсидирование различных инвестиционных проектов в части создания инфраструктуры, и территории опережающего развития с их льготным налогообложением, и другие преференциальные режимы, и прямое финансирование социальных проектов.

Только медицинского оборудования мы закупили на более чем один миллиард рублей и существенно модернизировали материально-техническую базу здравоохранения.

Кардинально обновили учебно-методическое и лабораторное оборудование средних специальных учебных заведений. Для 15 техникумов и колледжей закупили стенды газо-, электро- и автоматической сварки, технику для цифрового проектирования, трактора, наглядные пособия и другое оснащение, чтобы наши молодые ребята, выбравшие рабочую специальность, получили достойное образование и хорошую квалификацию.

За счет президентской "Дальневосточной субсидии" создан Центр ядерной медицины на основе государственно-частного партнерства. Общая стоимость медучреждения, где также запущен циклотрон для производства радиофармпрепаратов, - более 1,28 миллиарда рублей, из них 400 миллионов - из федерального бюджета, остальное вложил частный инвестор-концессионер. В итоге мы получили современнейший центр диагностики онкологических и сосудистых заболеваний.

Мы чувствуем колоссальную поддержку по линии институтов развития, видим преимущества преференциальных режимов и прямого субсидирования. И надо отдать должное президенту за внимание к Дальнему Востоку и за решение о включении Бурятии в ДФО.

Крупнейшие инвестиционные проекты Бурятии связаны с разработкой природных ресурсов - полезных ископаемых и леса. Что делается в республике, чтобы повысить инвестиционную привлекательность и других отраслей?

Алексей Цыденов: Больших лесных проектов у нас нет. Мы эту тему не раскачиваем, поскольку определяющими факторами остаются нетронутость окружающей среды и чистота Байкала. А любые крупные инвестиции в переработку леса требуют больших объем заготовки древесины. Мы же на массовую вырубку не ориентированы. А в сфере добычи полезных ископаемых действительно реализуются крупные проекты.

Большое внимание уделяем перерабатывающим отраслям. Но это по большей части не создание новых предприятий, а развитие существующих.

Существенный прирост наметился в производстве вертолетов. Локомотивы со всей страны - от Владивостока до Москвы - направляются для ремонта в Улан-Удэ, на наш локомотивовагоноремонтный завод УУЛВРЗ. АО "Энерготехномаш" выпускает запорную арматуру, прежде он конкурировал с европейскими компаниями, а сейчас единственный поставщик этой продукции в России. Улан-Удэнское приборостроительное производственное объединение работает по линии государственного оборонного заказа, а сейчас наращивает объемы производства и гражданских товаров.

Второе дыхание открылось у изготовителей мебели и детских городков.

В промышленных парках действует такое экзотическое производство, как переработка нефрита. Мы уже не поставляем камень как сырье в Китай, а делаем высококлассный изделия с большой добавленной стоимостью - украшения, сувенирную продукцию. Эти высокохудожественные и дорогостоящие вещи пользуется хорошим спросом.

Развивается переработка вторичного сырья - налажен, например, выпуск эковаты из бумажных отходов. Начали производить электротехнические изделия. Возрождаются легкая промышленность: заработал текстильной комбинат, где из пряжи делают хорошую нить и готовые изделия.

Так что развитие идет в разных направлениях, и экономика прирастает малым и средним бизнесом. Количество предприятий МСП росло даже в ковидные годы. В тот период малому предпринимательству была оказана поддержка на 17 миллиардов рублей, из них около 3,5 миллиарда - из республиканского бюджета. Эта помощь поспособствовала тому, что люди выходили из "тени", легализовали свою деятельность, количество МСП увеличилось и продолжает расти сейчас.

Конечно, есть проблемы и нерешенные задачи, но в целом динамика хорошая.

В ходе визита президента России Владимира Путина в Республику Бурятия в марте этого года особый акцент был сделан на мастер-планах Улан-Удэ и Северобайкальска. Какие ключевые темы заложены в концепции мастер-планов? Как изменятся города в результате их реализации?

Алексей Цыденов: Главное в концепции - это системные изменения уровня и качества жизни в городах за счет трансформации внешнего облика, развития жилищного строительства, создания точек экономического роста, развития малого и среднего предпринимательства, решения накопившихся проблем в теплоэлектроснабжении, развития общественного транспорта. Предусматривается строительство вузовского кампуса для обеспечения кадровыми ресурсами и решения демографических задач.

В общем, целый спектр тем, которые нацелены на одно - повышение качества и уровня жизни по всем социально-экономическим направлениям, а также рост доходов населения.

Улан-Удэ - столица Бурятии, здесь живет половина населения региона. Северобайкальск - столица западного БАМа и северной части нашей республики. И их системное изменение благодаря решению нашего президента позволит нам качественно сдвинуться вперед и вдолгую заложить линию развития.