15.06.2023 10:20
    Поделиться

    Как сибирские автомобилисты экономят на страховке

    Все больше водителей предпочитает обходиться без полисов. Помимо этого, правозащитники отмечают всплеск претензий к автостраховщикам.
    В прошлом году стоимость "автогражданки" повышалась дважды. При этом большинство водителей в аварии попадает нечасто
    В прошлом году стоимость "автогражданки" повышалась дважды. При этом большинство водителей в аварии попадает нечасто / Татьяна Кравченко

    Средняя выплата по ОСАГО за последние полгода выросла почти на четверть. Охотников заключать договоры "автогражданки" становится все меньше, а восполнять финансовую брешь приходится законопослушным автомобилистам. По данным исследования Финансового университета при правительстве РФ, в среднем они переплачивают за водителей, которые полис не покупают, порядка 600 рублей.

    В прошлом году стоимость "автогражданки" повышалась дважды. В сфере такси она уже сопоставима с ценой подержанной машины. А вот штраф за отсутствие договора ОСАГО сегодня составляет 800 рублей. При этом большинство водителей в аварии попадает нечасто. А поскольку доходы автомобилистов не поспевают за резко дорожающими услугами, они не видят смысла в дополнительных тратах и либо экономят на обязательном страховании, либо покупают фальшивые полисы, которых сейчас на рынке пруд пруди.

    - Законодатели обсуждают увеличение штрафа до пяти тысяч рублей. Определить, у кого из водителей нет полиса, помогут дорожные видеокамеры, подключенные к интегрированным базам ГИБДД и РСА, - напомнил председатель общества по защите прав потребителей в сфере страхования Игорь Пушкарь.

    У водителей к страховщикам тоже немало претензий. Так, споров по КАСКО за год стало на треть больше. Проблема также упирается в деньги. В данном случае автовладелец страхует не ответственность, а собственное имущество, и платит определенный процент от стоимости машины. Но если вчера она стоила миллион рублей, а теперь два с половиной, то и полис, подросший от 100 до 250 тысяч рублей, становится уже неподъемным.

    Чтобы снизить стоимость страховки, компании вводят франшизу - вносят в договор условие, что в случае ДТП клиент берет на себя часть расходов на возмещение ущерба. Большинство водителей, как привило, подписывают договор не глядя.

    - Часто на этот крючок попадают дальнобойщики, у которых фары и стекла постоянно страдают из-за вылетающего из-под колес гравия. Средний ущерб оценивают в пятьдесят тысяч рублей. Страховщики применяют франшизу на эту сумму и меньший ущерб уже не считают страховым случаем, - приводит пример Игорь Пушкарь. - В договорах КАСКО также стоит обратить внимание на терминологию. Например, в выплате могут отказать, если машина застрахована от угона, а не от кражи - это разные понятия. Или, если кража произошла ночью, а не в течение светового дня, как указано в договоре.

    Таким образом риски сокращаются. Полисы дешевеют, привлекая водителей.

    Еще одна тенденция: случаев, когда после ДТП не выплачивают страховку, а направляют автовладельцев в СТО на ремонт, становится меньше. Систему "ремонт вместо выплаты" вводили по настоянию страховщиков, однако ситуация изменилась. Теперь, в условиях роста цен на автомобили и дефицита деталей, натуральные услуги компаниям стали невыгодны. Поэтому денежные выплаты активно возвращают.

    Специалисты предполагают, что полис будет дорожать. Несмотря на оживление поставок за счет параллельного импорта, проблема с запчастями сохраняется. За последние полгода цены поднялись на двадцать-пятьдесят процентов. Минимальный показатель у продукции российского автопрома, максимальный - у европейского и японского. Впрочем, судя по показателям первого квартала 2023 года, на освободившийся рынок хлынули "китайцы".

    Еще один аспект - существенная разница между максимальной суммой, выплачиваемой при причинении вреда жизни и здоровью по договору ОСАГО и по договору обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика. Согласно закону, пострадавшие пассажиры могут рассчитывать на страховую выплату в сумме до двух миллионов рублей. А пассажиры такси или любого другого автомобиля - до 500 тысяч. Даже если троллейбус и легковушка пострадали в одном ДТП, выплаты будут разными, и это очевидная диспропорция. Если же законодатели приведут выплаты к логическому единообразию, то стоимость полиса ОСАГО вырастет.

    Справка "РГ"

    По данным РСА, только около сорок процентов такси в России застрахованы по ОСАГО. 94 процента автовладельцев пользуются скидкой за безаварийную езду. В первом квартале этого года более трети водителей получило максимальную скидку за безаварийную езду - 54 процента от стоимости полиса.

    Поделиться