09.06.2023 13:01
    Поделиться

    Они спасли Ивана Грозного

    Известие о том, что реставраторы Третьяковской галереи Андрей Иванович Голубейко, Александра Орловская и вся команда, которая работала над спасением картины "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года" после нападения вандала 25 апреля 2018 года, получили Государственную премию, радует.
    Картина Репина уже не первый раз становится жертвой нападения, первый раз это случилось в 1913 году. Тогда ее тоже спасли реставраторы.
    Картина Репина уже не первый раз становится жертвой нападения, первый раз это случилось в 1913 году. Тогда ее тоже спасли реставраторы. / Сергей Пятаков / РИА Новости

    Дело в том, что реставраторы у нас как герои невидимого фронта - всегда за сценой. Они не привычны к свету софитов, неохотно соглашаются на интервью, вообще не любят шум вокруг собственных персон. Лезть к ним с телекамерой в момент работы - все равно, что влезать в операционную, когда судьба пациента - на кончике ножа хирурга. А после завершения работы - что ж говорить, смотрите на спасенный шедевр. В реставрации ценится не умение говорить, а золотые руки, опыт, знание, изобретательность. В случае с Андреем Ивановичем Голубейко можно говорить не об изобретательности - об изобретениях и оригинальных конструкторских решениях. Голубейко сконструировал для работы над полотном Репина специальное кресло и стол-трансформер, который поднимается, опускается и перемещается в вертикальной плоскости. Поэтому мастер, работая с картиной, имеет возможность добраться до разрывов холста.

    Как и героев невидимого фронта, реставраторов не всегда слушают. Они могут высказывать свое мнение, приводить доводы, но окончательное решение от них не всегда зависит. Спасение картины Репина "Иван Грозный и сын его Иван…" скорее счастливое исключение. Меж тем, реставраторов имеет смысл слушать. Эти люди, в сущности, работают с тканью времени. Для них традиция, наследие, национальная культура не звонкие слова, а очень конкретные вещи. В случае с картиной Репина, это ее многослойность (холст, грунт, краски, лак…), изучение химического состава красок, манеры художника, съемка в инфракрасных лучах, взвешивание рисков, умение взять ответственность на себя. В сущности, они, словно наследники античных богинь времени, бережно штопают причудливый рисунок полотна культуры.

    Но эти герои, знающие секреты мастеров прошлого, в то же время плоть от плоти современности. Хотя бы потому, что ценность культурного наследия - открытие Нового времени, того же Ренессанса. Варвары, скажем, ничтоже сумняшеся, отламывали носы и прочие выдающиеся части мраморных античных скульптур, не видя в них особого толку. Да и в средние века, когда время шло по кругу годичного цикла, мир, как и культура, казался неизменным. Все, что отклонялось от привычного образца, казалось подозрительной "ересью". Новое время открыло не только Америку и Индию, но и заново оценило поэзию Вергилия, прозу Августина, "вкус аттической речи". Диковинные обломки прошлого перекочевали из кабинетов куриозностей в витрины королевских музеев и кунсткамеры императоров. Прошлое культуры стало культурным наследием. Его надо было хранить, беречь от разрушений, подновлять, реставрировать.

    Презентация после реставрации картины Ильи Репина "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года" в Государственной Третьяковской галерее. Новая методика, новые подходы мастеров позволили вернуть знаменитую картину к жизни. Фото: Сергей Пятаков / РИА Новости

    Ну, а потом выяснилось, что для сохранения нужна наука, исследования, технологии. Причем новейшие. Скажем, только для того, чтобы исследовать изменения в картине после варварского нападения в 2018 году, в Третьяковской галерее работала целая команда исследователей: рентгенологи, химики, эксперты, работающие с бинокулярным микроскопом, фотографы, занимающиеся разного рода специальной съемкой и т.д. Прихоть одного варвара стоила четырех лет работы огромному коллективу.

    Исследователи "сопровождали" реставрацию на протяжении всех четырех лет. Только подбор состава, укрепляющего картину с обратной и лицевой стороны, обернулся целой эпопеей. Ученые и реставраторы подобрали семь укрепляющих составов, натуральных и синтетических. Исследовали их оптические и механические свойства. Они проходили климатические испытания, в том числе в камере искусственного состаривания. Тестовые исследования музей проводил с Государственным институтом реставрации и специалистами из институтов Академии наук. Смотрели разные характеристики образцов. Обсуждали результаты. В итоге выбрали укрепляющий состав, который максимально соответствовал поставленным задачам.

    Музей - форпост культуры, который первый сталкивается и с персонажами, словно вышедшими из романов Достоевского, и с обычными варварами, и с расчетами новых прагматиков… В сущности, музейные работники и реставраторы - последние герои Нового времени, которым отступать некуда. Потому что дальше - "хаос шевелится". Государственная премия реставраторам - это поддержка культуры против варварства. Тем и радует.

    Справка "РГ"

    Первый раз картина Репина стала жертвой нападения 13 января 1913 года. Тогда Абрама Балашов набросился на нее с ножом с криком "Довольно крови! Долой кровь!". Картину спасли реставраторы, помог и Илья Ефимович, срочно приехавший из Куоккалы. Балашов был освидетельствован врачами, признан сумасшедшим и помещен в центральный приемный покой для душевнобольных в Петербурге. Второй раз на нее напал 25 мая 2018 года Игорь Подпорин, разбив стойкой ограждения защитное стекло. Был приговорен к двум с половиной годам колонии общего режима.

    Поделиться