08.06.2023 09:58
    Поделиться

    Как увеличить долю продуктов местного производства в торговых сетях Сибири

    В Кузбассе доля продукции местных производителей в торговых сетях за год выросла всего на один процент - с 20 до 21, а по некоторым позициям даже снизилась. В чем причины и что предпринимают в регионе, чтобы изменить ситуацию, выясняла корреспондент "РГ".
    Местные производители утверждают, что их продукцию выдавливают с торговых полок
    Местные производители утверждают, что их продукцию выдавливают с торговых полок / Юрий Юрьев

    - Девяносто процентов местных товаров в торговых сетях относятся к продовольственной группе. Но один процент прироста - не то, к чему мы стремимся. Наша задача - довести показатель до пятидесяти процентов, - подчеркнул заместитель председателя правительства Кузбасса - глава областного минпромторга Леонид Старо-свет на конференции производителей и ретейлеров. - В Кемеровской области почти девятнадцать тысяч торговых объектов, и лишь чуть более тридцати процентов составляют локальные торговые сети. Если доля хлебобулочных изделий местного производства еще недавно достигала 86 процентов, то сегодня всего 56.

    Может, всему виной сокращение объемов производства? Например, сливочного масла и масляных паст - на 28 процентов за последние пять лет, колбасных изделий - на 20, безалкогольных напитков - почти на 40, жидкого обработанного молока - на 10,4 процента. Сыра и сырных продуктов в Кузбассе сегодня выпускают почти в восемь раз меньше, чем в 2018-м.

    - Я хожу по магазинам и вижу, что там преобладает сырная продукция из других регионов, и она продается по более низкой цене. Хотя на дегустациях наши сыры всегда занимали почетные призовые места - как по качеству, так и по вкусовым характеристикам. Тем не менее сегодня местные производители сократили объемы производства ввиду того, что их товар выдавливают с торговых полок, - пояснил министр сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кузбасса Андрей Ариткулов.

    Не достает в сетях не только кузбасских безалкогольных, слабоалкогольных и крепких напитков, но и местных компонентов борщевого набора - моркови, свеклы, капусты и картофеля. Большая часть овощей и корнеплодов, как выяснилось, идет на обеспечение социальной сферы и отправляется в другие регионы.

    - Был у нас один-единственный поставщик, точнее, претендент на поставки, но в итоге он удовлетворил нужды муниципальных органов, - сообщил представитель X5 Grоup ("Пятерочка") Иван Елизарьев. - Еще в борщевой набор входит лук, который мы везем в основном из Казахстана, и чеснок - из Китая. А картофель и овощи зачастую доставляли в Сибирь из центральной части России. В то время как местные производители вывозили свой товар в центральную часть страны.

    - У наших производителей нет современных складских помещений с необходимым микроклиматом для длительного хранения овощей, - пояснил Андрей Ариткулов. - В Сибири этот срок превышает девять месяцев, пока не будет собран новый урожай. Строительство и обслуживание новых мощностей очень дорогие. Три-четыре года назад наблюдалась положительная тенденция - на фоне выгодной закупочной цены сельхозпроизводители рассматривали проекты строительства овощехранилищ. Но в 2022 году цены на большую часть продукции упали практически в 2,5 раза, и реализация всех инвестиционных проектов была приостановлена.

    Зато, по словам Ивана Елизарьева, подходящие овощехранилища есть в сибирских регионах западнее Кузбасса. Так, торговая сеть, закупив большие объемы картофеля, вывозила его из Тюмени в Красноярск. Абсурд, но все же это ближе, чем из Египта. Вместе с тем еще в прошлом году ретейлер запустил в Сибири программу агроконтрактов с доставкой продукции прямо с поля на полку (если это экономически оправданно), и впервые большую часть составляющих борщевого набора (без капусты, лука и чеснока) поставили в сеть исключительно 25 местных производителей. В этом году объемы закупок увеличены, в список добавили капусту. Продавец ждет активности от поставщиков и даже озаботился созданием сети овощехранилищ в регионах.

    - Мы можем закрепить в контрактах объемы поставок овощей местного производства и гарантировать их исполнение. А для небольших производителей есть опция "Фермерские островки". Если нет понимания, как работать с сетью, слишком маленькие объемы или локальное потребление, можно взять в аренду два квадратных метра в магазине и торговать там, - добавил Иван Елизарьев.

    А пока покупатели ищут на сетевых полках местные продукты, в Кемеровской области наращивают сельхозпроизводство. Регион уже обеспечивает себя хлебом, картофелем и яйцом. Производство свинины за пять лет увеличилось в 4,5 раза, мяса птицы - на 13 процентов, кондитерских изделий - на 19 процентов, а макаронных - в 12 раз. На 43 процента выросло производство питьевой воды.

    - Каковы преимущества местных товаров? Свежесть и экологичность, которые могут обеспечить областные предприятия благодаря короткому логистическому плечу. Им не требуется производить продукцию длительного хранения, а также прибегать к разным хитростям в виде обработки газами и добавления концентратов. Поэтому местная продукция должна быть в приоритете, ей нужно выделять лучшие места на полках.

    Эксперты советуют ретейлерам обратить особое внимание на продукты со знаком качества "Сделано в Кузбассе". В некоторых сетях уже выделили спецзоны для местных товаров. Есть и другие положительные сдвиги. Так, например, согласно проведенному региональным минсельхозом опросу, сети быстрее рассчитываются с поставщиками. Но ряд проблем требует решения. Это и высокие штрафы, и затягивание сроков вхождения в сети, и слишком долгое рассмотрение обращений по вопросам изменения цены, и долгая (до двух суток) разгрузка транспорта в распределительных центрах. Да и ассортимент местных товаров в сетях необходимо расширить.

    - Линейка хлебобулочных изделий состоит по большей части из продукции неместных поставщиков. Социальный хлеб - точно кузбасский, а вот бублики - из других регионов. До полки доходит меньше трети регионального ассортимента, и эту долю нужно увеличить, - подчеркивает Андрей Артикулов. - Кроме того, бытует ошибочное мнение, что перерабатывающие предприятия получают точно такую же господдержку, как сельхозпроизводители. Увы, это не так. Особенно это касается закупки и монтажа производственного оборудования.

    Поделиться