07.06.2023 10:00
    Поделиться

    Итоги мая: российский авторынок не оправдал ожиданий

    Продажи новых автомобилей в мае оказались ниже прогнозов, несмотря на рекордно низкую базу прошлого года. По словам участников рынка, виной тому стали валютные колебания и возникающие проблемы с логистикой, которые привели к удорожанию машин для потребителей.
    Пресс-служба Haval
    Дела пошли на спад

    Как ожидалось, в мае 2023-го продажи новых автомобилей покажут рекордный рост на низкой базе прошлого года, когда был зафиксирован худший результат в современной истории российского авторынка. Однако этого не произошло - по сравнению с апрелем темпы роста продаж несколько снизились. Так, по итогам мая россияне приобрели 72,2 тыс. легковых машин - это в 2,6 раза больше, чем годом ранее, сообщили эксперты агентства "Автостат" со ссылкой на данные АО "ППК".

    Российский авторынок восстановится через несколько лет, доминировать нанем будут китайские машины

    Вероятно, в дальнейшем российский авторынок продолжит "сбавлять обороты", учитывая, что с июня прошлого года он начал постепенное восстановление. Тем не менее, при сохранении текущих тенденций продажи новых машин продолжат демонстрировать рост до конца года, ожидают в "Автостате". Это позволит российскому авторынку выйти "в плюс" по итогам всего 2023-го, тем более что за первые пять месяцев кривая продаж уже вплотную приблизилась к положительной зоне.

    Как рассказал "РГ" директор по развитию и корпоративному управлению компании "Нижегородец" Алексей Макаров, на сегодняшний день склады машин у всех дилеров невелики, потому что большинство дистрибьюторов предоставляет автомобили дилерам на условиях предоплаты. Что, кстати, является мощным сдерживающим факторов в росте российского авторынка, ведь теперь дилеры не могут позволить себе большие стоки и срок оборачиваемости автомобилей сократился в несколько раз по сравнению с периодами прошлых лет.

    В результате, по словам эксперта, на рынке по-прежнему сохраняется дефицит автомобилей, который, судя по всему, продлится до конца года. В связи с этим продолжается рост стоимости машин, что также является важным фактором, сдерживающим рост автомобильного рынка.

    "Восстановление рынка до уровня 2021 года возможно в течение 3-4 лет. Но это будет китайский рынок на территории нашей страны. Доля китайских автомобилей в России может преодолеть отметку в 60% в текущем году. В том числе за счет того, что автомобили производства РФ имеют большую составляющую китайских комплектующих. Конечно, подобный сценарий влечет зависимость от китайских партнеров и не приближают нас к технологическому суверенитету. Поэтому одна из главных задач состоит в том, чтобы поменять этот тренд и финансировать собственное производство, которое поможет создать действительно российский продукт в автоиндустрии", - комментирует генеральный директор ГК "Автодом" Андрей Ольховский.

    Цены уходят в небо
    Фото: Пресс-служба Skoda

    Между тем, на фоне валютных колебаний дилеры вновь готовятся переписывать ценники на автомобили. Запасы иномарок, завезенных еще по более выгодному курсу, должны закончиться к осени. А новые партии, которые только поступят в автосалоны, будут стоить на 15-20% дороже.

    Впрочем, в первую очередь это касается машин, поставляемых по параллельному импорту, ведь затраты на их доставку тоже возрастают, в том числе из-за возникающих проблем с логистикой. А вот официально представленные китайские автомобили подорожают в меньшей степени - производители из Поднебесной стараются частично компенсировать валютные и логистические издержки.

    По мнению основателя автомобильного маркетплейса Fresh Дениса Мигаля, до конца года не исключен 30%-ный рост прайсов в сегменте новых машин из-за волатильности курса валют и увеличения расходов на растаможку автомобилей. Если отечественные автозаводы увеличат производство, курс валют стабилизуется, а объемы параллельного импорта вырастут хотя бы до 30%, критичного падения российского авторынка в текущем году не будет.

    "На сегодняшний день предпосылок для снижения стоимости новых автомобилей нет, ведь помимо курса валют, есть и другие проблемы, которые не позволяют ввозить в Россию большее количество автомобилей, тем самым влияя на прайсы. Например, постоянно усложняется процесс оплаты автомобилей между российскими юридическими лицами и европейскими поставщиками авто, дорожают логистические услуги. Перечисленные факторы могут стать причиной не только увеличения стоимости новых машин к концу 2023 года, но и сокращения объемов параллельного импорта - до ограниченного количества премиальных моделей, привезенных по заказу клиента", - резюмирует генеральный директор ГК "АвтоСпецЦентр" Андрей Терлюкевич.

    Поделиться