Не стоит забывать, что мировая цивилизация связывала Запад и Восток еще в древнем мире
    Михаил Швыдкой - о том, как российский проект "Большая Евразия" сопрягается с китайской концепцией "Один пояс - один путь"
    06.06.2023 19:23
    06.06.2023 19:23
    Поделиться
    Когда оказываешься в Китае, то темы сегодняшних дискуссий о повороте на Восток перестают быть абстракцией. Ты находишься на самом что ни на есть востоке, пусть и не совсем уже дальнем, есть, что называется, и подальше, но очевидность взаимодействия двух цивилизаций бросается в глаза. Небоскребам Шанхая, Дубая или Шэньчжэня может позавидовать Нью-Йорк, Москва или Лондон.

    Восток дает фору Западу, выигрывая соревнования по архитектурным и инженерным решениям, которые при всем том основываются на европейских технологиях. Западный рационализм прагматически заимствуют для воплощения восточных амбициозных замыслов. Но история взаимодействия требует обсуждения. Равно как и конкурентная способность соревнующихся. Особенно если принять во внимание, что Восток - дело не только тонкое, но и многообразное.

    Когда сегодня мы повторяем, как мантру, слова о необходимости поворота на восток, не стоит забывать, что мировая цивилизация связывала Запад и Восток еще в древнем мире. Полагаю, что в нашем случае не стоит забираться глубже в неисчерпаемый колодец истории, хотя и праистория может дать свои подсказки. Цивилизационные открытия Древнего Египта, Ассирии и Вавилонии, Государства Урарту, Израильского царства прорастали затем в греческих полисах и в Римской империи. Великая средиземноморская культура вобрала в себя все лучшее, созданное человеческим гением в этих краях, не ведая, что наступит момент не только синтеза, но и системного разграничения между Востоком и Западом. Достаточно побывать в Национальном археологическом музее в Афинах, чтобы убедиться в том, как скульптурные шедевры Древнего Египта VIII-VII века до н. э. дают художественный импульс греческим мастерам, перетекают в античную скульптуру в ее высших образцах.

    Не стоит забывать, что мировая цивилизация связывала Запад и Восток еще в древнем мире

    Походы Александра Македонского на восток, как известно, закончились трагически, но его стремление покорить Индию оказало влияние на цивилизационные процессы в эллинистическом мире. Известны, пусть и весьма редкие, контакты между Римской империей и Китаем в начале Нового времени. Несмотря на то что они были крайне затруднительны из-за Парфии и Кушанского царства, которые разделяли великие государства, две столицы, расположенные на полярных оконечностях евразийского материка, интересовались друг другом. Китайцы называли Римскую, а затем и Византийскую, империи Дацинь, что значит Великая Цинь, а римляне называли Китай и китайцев Серес, что значит "страна шёлка".

    Восток в его исламском обличье пришел в Европу в 711-718 гг., когда после покорения Сирии и Египта арабы, создав объединенное государство в Аравии, захватили Пиренейский полуостров. И сегодня современная Испания увлекает фантастическими гротесками, соединяющими католицизм и ислам, арабскую и европейскую художественную традицию.

    Да и у Руси отношения с Востоком выстраивались разнонаправленно. Они не сводимы к всепроникающему влиянию Чингизидов и Золотой Орды. Беспокойной любопытной русской душе было мало "хождения за три моря", она стремилась освоить все мироздание.

    Восточные темы и мотивы играют важную роль в европейской культуре, начиная с эпохи Возрождения и в изобразительном искусстве, и в литературе, и в драматургии. Впрочем, и в пору Средневековья, в эпоху династии Тан, китайская керамика попадала на Ближний Восток, а оттуда - в Европу. Причем китайские мастера делали керамические предметы с прицелом на их продажу в азиатском Средиземноморье. А если посмотреть на большие трехцветные фигуры верблюдов, стражников, купцов, духов, созданные тогда же, в VII-IX веках новой эры, то увидишь, что они близки тем, что появятся на Западе уже в начале второго тысячелетия нового времени. Необычайно разнообразная выставка китайской керамики от эпохи палеолита до первой половины ХХ столетия, развернутая в пекинском Императорском музее Гугун, - зримое доказательство того, как Восток и Запад обменивались художественными идеями, то опережая, то догоняя друг друга. "Китайский стиль" был необычайно популярен в Европе в ХVIII столетии. Увлечение им не миновало и российских монархов. Достаточно вспомнить Китайский дворец в Петергофе.

    Но вовсе неслучайно китайские коллеги, которым есть чем гордиться во всех отраслях экономики, в науке, образовании, культуре, тем не менее не скрывают, что современное развитие искусства в Китае во многом связано с русскими и советскими мастерами. Выдающийся скульптор, директор Национального музея искусств Китая У Вэйшань во время нашей встречи говорил о том, что традиции русской художественной школы по сей день оказывают серьезное влияние на формирование современного творческого контекста в КНР. Не только русская, но и в целом европейская традиция повлияла на новые поколения китайских художников.

    Взаимное обогащение культур, цивилизаций - это всегда дорога с двусторонним движением. Тем более если эту дорогу прокладывали на протяжении столетий методом проб и ошибок, но с пониманием необходимости самого процесса.

    Российский проект "Большая Евразия" сопрягается с китайской концепцией "Один пояс - один путь"

    Неверно полагать, что нынешний российский поворот на Восток связан только с тем, что странам Азии понадобились наши углеводороды. Российский проект "Большая Евразия", который сопрягается с китайской концепцией "Один пояс - один путь", потребует консолидации интеллектуальных усилий во всех сферах развития - в политике, экономике, культурно-гуманитарных областях. Осознанное встречное движение соединит разные цивилизационные подходы, даст энергию для движения в будущее.

    Но, как известно, движение направо начинается с левой ноги. Отправляясь в Индию, можно попасть в Америку. Нужно помнить об этом. И не делать ни лишних движений, ни невольных ошибок.

    Михаил Швыдкой
    доктор искусствоведения
    Поделиться