05.06.2023 19:38
    Поделиться

    Квинтет Астора Пьяццоллы впервые выступил в России

    Вечер аргентинского танго прошел на Платоновском фестивале - в парке Рамонского дворца под Воронежем. Квинтет Астора Пьяццоллы, впервые приехавший в Россию, исполнил как популярные, так и менее известные произведения знаменитого композитора - показав разные грани его творчества.

    Танго зачастую воспринимается лишь как зажигательный аккомпанемент для кружения пар. Однако у Пьяццоллы в нем есть и грусть, и нежность, и философия. Формат концерта не был рассчитан на танцы в партере, но некоторые зрители, греясь, все же рискнули покружиться под "Либертанго". Под музыку - то страстную, то меланхоличную - ожил даже дворец Ольденбургских. Для него придумали световую партитуру: четко попадающую в ритм и достаточно сдержанную, чтобы не отвлекать публику от звучания ансамбля.

    Квинтет Пьяццоллы был создан по инициативе его вдовы Лауры, чтобы сохранять наследие композитора. Поначалу в него входили музыканты, игравшие непосредственно с Астором. Затем состав поменялся (в него вошли, в частности, бандонеонист Пабло Майнетти и скрипач из Туркменистана Сердар Гельдымурадов, учившийся в Московской консерватории). Но традицию исполнения здесь стараются оберегать.

    Ансамбль существует примерно четверть века, активно гастролирует в Латинской Америке, США, Европе и Азии. В планах постепенно наращивать репертуар, чтобы сыграть всю музыку Пьяццоллы для этого состава исполнителей. Квинтет уже разучил сотню сочинений, записал около 60 - хватило на пять дисков, один из которых в 2019 году получил Latin Grammy как лучший танго-альбом. Всего произведений у композитора было около трех тысяч.

    - Астор был очень трудолюбивым. Как бы поздно он ни ложился, в восемь утра всегда был уже за инструментом, - рассказал музыкальный руководитель квинтета флейтист Хулиан Ват, для которого Пьяццолла в свое время написал несколько сочинений. - Он был настойчив, может, чуточку нагловат, но это помогало ему достичь цели - донести до всех свою музыку. Неслучайно за рубежом его признали раньше, чем на родине. Астор жил в США и Европе, впитывал особенности разных стилей, скажем, привнес в танго элементы джаза. Для своего времени его музыка была революционной и сложной, она не очень подходила именно для танца. А сейчас танцоры ее используют.

    Некоторые члены ансамбля с детства ходили на концерты с участием Пьяццоллы. Для них его музыка такая же часть жизни, как танго, а танго для аргентинца - родной язык. В его звучании ключевую роль играет бандонеон - вид ручной гармоники, сконструированный в Германии и завезенный в Латинскую Америку в конце XIX века.

    - Сегодня он ассоциируется с танго так же прочно, как саксофон с джазом. Но изначально бандонеон использовали в качестве замены органа для служб в католических храмах. Инструмент развивался параллельно с танго, и со временем они стали неразлучны, - пояснил Пабло Майнетти.

    Поделиться