издается с 1879Купить журнал

Пахари железного поля. О фестивале кузнечного мастерства на Вологодчине рассказывает писатель Анатолий Ехалов

Каждое лето, в конце июля, центральная площадь старинного города Устюжны на Вологодчине оглашается дробным перезвоном кузнечных молотов и наковален. Скоро двадцать лет, как на Международный фестиваль кузнечного мастерства съезжаются самые именитые мастера. Потому что может, тысячу лет назад, а может, две в этом болотистом краю было положено, как утверждают историки, начало русскому железоделательному промыслу.

Кузнец Алексей Землянкин.

Анатолий Ехалов

Кузнец Алексей Землянкин.

А завершилась эта древняя история созданием металлургического гиганта "Северсталь".

Искали наши предки болотную рыжую землицу - железную руду. А потом ставили на болоте небольшой колодезный сруб и через него черпали руду, сушили ее, загружали в домницу вместе с древесным березовым углем, разжигали, нагнетая мехами воздух. Когда температура в домнице поднималась до 700 градусов, руда начинала спекаться и плавиться, вытекая по желобу в земляную форму - опоку.

Вот так и получалась крица - лепешка весом в четыре - шесть килограммов, из которой потом в кузнях методом обжига делалось железо.

Подкова от Левшей XXI века.

В Средние века Устюжна столько выплавляла металла, столько ковала оружия, топоров боевых и плотницких, столько клепала котлов, замков, ключей, сковородок, железных доспехов, столько лила пушек и ядер к ним, что за ней закрепилось название "железное поле России".

А потом вторглись на русскую землю несметные орды монголов и татар. Мечом и огнем прошлись по нашей земле. Ничто не могло устоять перед несметной дикой ордой хана Батыя.

Устюжна в начале прошлого века.

Но встала на их пути Устюжна и не пустила Батыеву конницу в вологодские пределы!

Город и всю Вологодчину спасло от порабощения железное ремесло. Особое секретное оружие изготовили ремесленники - "устюженский чеснок". Иными словами, связанные меж собою четыре гвоздя. Такой "чеснок", как его ни кинь, встанет шипом вверх. Рассеяли его по всем окрестным дорогам и лугам - и свалили с ног Батыеву конницу. Пришлось завоевателям несолоно хлебавши поворачивать назад.

Русский богатырь экипирован! Фото: Анатолий Ехалов

Потомки тех мастеров и собираются каждый год в Устюжне.

На городской площади - запах угля и каленого железа. Большие и сильные кузнецы в кожаных фартуках колдуют у переносных горнов, окруженные толпами любопытных. Больше всего зрителей у наковальни Алексея Землянкина. Потому что свой, устюженский. До кузницы работал участковым, был признан лучшим по профессии во всей Вологодской области. А как вышел на пенсию - бегом в кузню!

Кузнечные кружева. Фото: Анатолий Ехалов

Сколько всего интересного в хозяйстве кузнеца! В центре - наковальня. Массивная, тяжелая - сто килограммов! - стоит на могучем дубовом пеньке диаметром в метр. Рабочий верх у нее плоский, называется наличником. С одной стороны наковальни торчит рог, на нем загибают металл и придают ему нужную форму. С другой стороны - хвост, в котором два отверстия, круглое и квадратное. В них вставляются нужные инструменты, чаще всего зубила, на которых перерубают металл. Если вы не знаете, помимо кувалды, молота, клещей, щипцов, зубил, гладилок, правилок у кузнеца много чего еще в арсенале...

Выхватывает кузнец клещами раскаленную поковку, кладет ее на наковальню и начинается веселый перестук молотка и молота.

Больше всего зрителей у наковальни Алексея Землянкина. Фото: Анатолий Ехалов

- Чак! - молоток Алексея ударяет в поковку ровно в то место, куда должен быть направлен удар молота.

- Бух! - подручный кузнеца наносит удар по поковке, которая щедро сыплет искрами и на глазах меняет свою форму.

Вот и кузнецы Митины из Кириллова подковы куют, только махонькие, такие, что их только в лупу и можно разглядеть. Отец Николай и сын Александр - настоящие Левши. Кузнечное ремесло да пасека принесли достаток, позволили построить большой красивый дом. Но главное, что железное дело - по душе.

Кузнецы Митины. Фото: Анатолий Ехалов

Я подал Николаю Митину найденную накануне в реке железную крицу. А он ответил экскурсом в историю:

- Раньше железо плавили без доступа воздуха вместе с костями животных или сургучом. Таким способом можно получить сверхпрочную сталь - булат. Русские богатыри были вооружены именно булатными мечами и саблями. А на востоке кузнецы изобрели дамасскую сталь. Говорят, что клинком из нее можно было разрубить в воздухе шелковый платок.

Без кузнеца в прежние времена и деревня не стояла, и город не поднимался.

Пока Митин-старший рассказывал истории про кузнечное ремесло, Землянкин работал.

Кузнечные кружева. Фото: Анатолий Ехалов

Из кричного железа да разбитых в порошок старых напильников выковал ловкий аккуратный топорик, закалил его в масле, наточил на наждачном круге.

- Это вам на память от наших мастеровитых предков, - вручил мне изделие. - Сносу этому топору не будет. Ему любой сучок не помеха. Даже еловый. Настоящий плотницкий топор! Осталось только насадить на топорище.