Поделиться

Премьера фильма "Дмитрий Донской": спасибо за мечты" прошла в редакции "РГ"

Письмо от главнокомандующего Военно-Морским флотом России адмирала Николая Евменова в адрес главного редактора "Российской газеты" Владислава Фронина пришло накануне, но оглашено было только в четверг, 1 июня, - перед встречей моряков-подводников и корабелов, которых мы позвали в "РГ" на премьеру документального фильма "Дмитрий Донской": спасибо за мечты". Такая встреча-диалог и новый фильм, созданный на "Севмаше", приурочены к завершению 40-летней боевой службы самой мощной в мире атомной подводной лодки (головного корабля в серии из шести ТАПРК проекта 941 "Акула") и началу стапельного периода постройки стратегического подводного ракетоносца серии 955А "Борей-А", который наследует имя "Дмитрий Донской".
Это рубочный люк подводной лодки. Вниз еще, образно говоря, девять этажей.
Это рубочный люк подводной лодки. Вниз еще, образно говоря, девять этажей. / Максим Воркунов

"Корабли этого проекта, - отмечает главком ВМФ адмирал Евменов, - стали вершиной советского судостроения и в течение нескольких десятилетий служили надежным ракетно-ядерным щитом государства. Ими командовали лучшие представители командирского корпуса ВМФ СССР и России".

Именно такие командиры - ветераны-подводники, действующие офицеры и адмиралы - собрались в Медиацентре "Российской газеты". Их достойными собеседниками стали корабельные инженеры, конструкторы, участники научно-производственной кооперации во главе с ЦКБ "Рубин" и ПО "Севмаш". Как подчеркнул Николай Евменов, "мы сохранили и приумножаем достижения школы отечественного подводного кораблестроения. В настоящее время ВМФ пополняется атомными подводными лодками 4-го поколения, разворачивается работа над созданием АПЛ 5-го поколения. Наши конструкторы и корабли идут в ногу со стремительным развитием научно-технического прогресса и по многим показателям опережают его".

Не обошел главком и важную традицию, прижившуюся в российском военном флоте. Речь - об именах собственных, которые с давних пор носят надводные корабли, а последние 30 лет - и подводные лодки, дизель-электрические и атомные, включая стратегические ракетные крейсеры и многоцелевые АПЛ.

"Имя "Дмитрий Донской" с честью будет нести строящийся на "Севмаше" атомный подводный крейсер стратегического назначения 4-го поколения, - подтвердил главком ВМФ ранее сделанные заявления. - Таким образом будет обеспечена традиционная преемственность в Военно-Морском флоте, когда наименования кораблей переходят к новым их поколениям".

Одни из героев фильма: Евгений Слободян, ответственный сдатчик ТК-208 "Дмитрий Донской" от "Севмаш" (слева) и капитан I ранга Олег Цыбин. Фото: Аркадий Колыбалов

Среди гостей "Российской газеты" были военные моряки и корабелы, участники научно-производственной кооперации во главе с ЦКБ "Рубин" и ПО "Севмаш". На наше приглашение откликнулись члены экипажа ТК-208 "Дмитрий Донской" разных лет, шефы этого корабля из "Росатома" и Музея-заповедника "Куликово поле", а также ветераны-подводники, служившие на АПЛ других проектов.

Командир подводного крейсера "Дмитрий Донской" в 2006-2022 годах капитан I ранга Олег Цыбин и ответственный сдатчик этого "заказа", заместитель начальника отдела в Управлении военного кораблестроения ПО "Севмаш" Евгений Слободян вместе с "РГ", Центральным конструкторским бюро "Рубин" и авторами фильма "Дмитрий Донской": спасибо за мечты" предложили соратникам и коллегам сообща перелистать летопись создания и боевой службы подводных ракетоносцев проекта 941 "Акула" и головного в этой серии корабля - крейсера ТК-208.

По словам Олега Цыбина, корабль за годы службы прошел 110 тысяч морских миль - это больше четырех оборотов вокруг земного шара. Успешно провел испытание нового оружия - ракетного комплекса "Булава", обеспечивал испытания кораблей нового поколения, тем самым подготовив их к ответственной службе на Северном и Тихоокеанском флотах.

К диалогу до и после премьеры присоединились воспитанники Навигацкой школы Первого Московского кадетского корпуса, учащиеся Московского техникума креативных индустрий им. Л.Б. Красина, руководители Общероссийского движения поддержки флота, представители Клуба моряков-подводников и ветеранов ВМФ, других общественных и ветеранских организаций.

Инженер-кораблестроитель, ветеран "Севмаша", а ныне москвич Александр Марков, написавший в свое время пронзительное стихотворение "Мастодонты холодной войны" (о преступно поспешной утилизации трех АПЛ проекта 941), спустя 30 лет посвятил пережившему лихолетье ТК-208 и его экипажу такие строки:

  • Ты - первенец в подводной
  • той плеяде,
  • Что стала для страны щитом
  • морским,
  • И не случайно у тебя награда -
  • Именоваться "Дмитрием
  • Донским".
  • Гордится флот твоим солидным
  • стажем.
  • Но есть вопросы: быть или
  • не быть...
  • А потому тебе -
  • наш крейсер-княже
  • Еще России стоит послужить.
  • Мы все уйдем со временем
  • в тираж,
  • Но память о тебе не канет
  • в Лету:
  • Свое ты имя с честью передашь
  • Другому кораблю, как эстафету!

А сценарист фильма Светлана Сватковская в диалоге с "РГ" призналась, что она и ее соавтор Элина Никулина, редактор Екатерина Пиликина, оператор и режиссер монтажа Дмитрий Сватковский, оператор Алексей Луцков не ставили целью открыть что-то доселе неизвестное или удивить какими-то техническими характеристиками единственного в своем роде подводного корабля-исполина.

- Мы изначально решили говорить о людях: об экипаже, строителях подводной лодки, ее генеральном конструкторе, о том, что составляет душу корабля. И совершенно точно не собирались снимать фильм-эпитафию. Мы не прощаемся с "Дмитрием Донским", а благодарим за службу. Да, взяли на себя такую дерзость - сказать спасибо крейсеру "Дмитрий Донской" от лица и моряков-подводников, и ветеранов, и кораблестроителей, и всей России, - говорит Светлана.

В День Северного флота в "РГ" состоялась встреча-диалог подводников с создателями уникального ракетоносца и премьера фильма о нем

В результате фильм получился очень личным, можно сказать, домашним. Он приглашает зрителей "заглянуть в сердце и душу корабля", в семьи моряков, чтобы понять, откуда появляется желание стать подводником. Особую благодарность авторы выражают участникам съемок и семьям подводников за возможность использовать домашние фотографии, за искренние воспоминания о своем детстве и юношеских мечтах, о том, как непросто такие мечты воплощались.

Подводный крейсер, каким видели его очень немногие. Фото: ЦКБ Рубин

После премьеры в "Российской газете" фильм "Дмитрий Донской": спасибо за мечты" будет передан экипажам АПЛ в Беломорскую военно-морскую базу и на Северный флот. В канун Дня ВМФ планируется его показ в Санкт-Петербурге в Центральном военно-морском музее имени императора Петра Великого. Фильм также можно будет найти на официальных страницах ПО "Севмаш" в социальной сети "ВКонтакте" и на RUTUB.

Прямая речь

Гендиректор "Севмаша" Михаил Будниченко: За 10 лет мы построили и передали флоту 10 современных ракетоносцев.

Генеральный директор "Севмаша" Михаил Будниченко. Фото: Максим Воркунов / АО "ПО "Севмаш" / РИА Новости

Эти слова генерального директора "Севмаша" Михаила Будниченко перед премьерой фильма "Дмитрий Донской": спасибо за мечты" были встречены аплодисментами. Глава "Севмаша" приветствовал всех собравшихся на премьеру фильма о тяжелом атомном подводном крейсере ТК-208 "Дмитрий Донской", отметив, что и сам крейсер, и новый фильм о нем созданы коллективом предприятия - в равной степени трудовым и творческим.

- В прошлом году исполнилось 40 лет со дня подъема Военно-морского флага на АПЛ "Дмитрий Донской", - напомнил Михаил Будниченко. - Атомные подводные крейсеры проекта 941, спроектированные ЦКБ МТ "Рубин" под руководством генерального конструктора дважды Героя Социалистического Труда Сергея Никитича Ковалева, - вершина инженерной мысли, прорыв в истории мирового кораблестроения.

По словам гендиректора верфи, специально для строительства АПЛ 3-го поколения на предприятии был построен самый большой в Европе крытый эллинг. Сегодня это главный стапель "Севмаша". Закладка головной атомной подводной лодки "Дмитрий Донской" состоялась 30 июня 1976 года.

- "Дмитрий Донской" стал воплощением силы и стального характера корабелов, конструкторов и военных моряков, - такую оценку совместному труду дал директор верфи. - Отслужив на морских рубежах, корабль был модернизирован на "Севмаше" и снова встал в строй, помогая испытывать новое вооружение и корабли 4-го поколения. За последние 10 лет мы построили и передали флоту 10 современных ракетоносцев, из которых четыре АПЛ - "Юрий Долгорукий", "Князь Владимир", "Северодвинск", "Казань" - несут службу на Северном флоте.

На предприятии строятся две линейки кораблей проектов "Борей-А" и "Ясень-М", сообщил Михаил Будниченко. И заверил, что после завершения строительства и испытаний они также встанут на защиту морских рубежей России.

Подготовили Александр Емельяненков, Екатерина Пиликина, Северодвинск