В Екатеринбурге открылась этнографическая выставка "Белорусы Урала"

Посетители подолгу рассматривают старинные костюмы, которые организаторы привезли из соседнего Зауралья.
Посетители подолгу рассматривают старинные костюмы, которые организаторы привезли из соседнего Зауралья. / Татьяна Андреева
В Екатеринбургском центре традиционной народной культуры открылась этнографическая выставка "Белорусы Урала".

В витринах ярко пылают маками и васильками домотканые полотенца из деревни Пальмино Таборинского района, красуются корзины, туеса, столетние лапти и плетеный кнут из села Оверино... Посетители долго рассматривают старинные костюмы, цветные накидки на сундуки и деревянные цимбалы - организаторы привезли раритеты из соседнего Зауралья.

Здесь же - коллекция белорусских "зайчиков" и подлинный концертный костюм знаменитого "песняра" Владимира Мулявина. Однако настоящим открытием для зрителей стали подвешенные под потолком "павуки" - огромные украшения-обереги из соломинок и ниток. Старинные предметы интересны и сами по себе, но от звуков белорусских песен они буквально оживают. Чтобы послушать старинные напевы в подлиннике, участники этнографической экспедиции не раз приезжали в уральскую глубинку - туда, где издавна селились белорусы-самоходы.

- Белорусский фольклор мы изучали во многих селах Таборинского района. Белорусы, в отличие от русских, сохранили многие календарные обряды и песни. Например, посвященные празднику Купала, - говорит этнограф и руководитель фольклорного ансамбля-студии "Погодушка" Ольга Ворончихина.

По статистике, сегодня в более чем 4-миллионной Свердловской области проживают более десяти тысяч белорусов. Самые первые "самоходы" появились здесь 150 лет назад. После отмены крепостного права в 1861 году крестьянам разрешили переезжать, и некоторые белорусы этим воспользовались. Вторую волну добровольных переселенцев вызвали Столыпинские реформы. В начале двадцатого века государство не только выдавало "самоходам" участки отдаленных земель, но и предоставляло некоторые налоговые льготы. Кстати, белорусы, в отличие от русских переселенцев, не занимали берега рек, а уходили в глубь лесов.

В Тавдинском и Таборинском районах они основали такие населенные пункты, как Павинская, Озерки, Альтовка, Таборы... По словам этнографов, во многих поселках до сих пор стоят характерные добротные пятистенки, при каждом - большое подворье. А в некоторых семьях по сей день готовят холодник из щавеля и картофельную драчену. Мощную волну переселения принесла Великая Отечественная война. В Свердловск переезжали целые предприятия, например, Гомельский станкостроительный завод, Витебская трикотажная фабрика. В те годы число "уральских" белорусов выросло до 22 тысяч.

- Нас здесь мало, но мы очень трепетно относимся к своим традициям, своему языку. И очень приятно, когда благодаря музеям нашу культуру продвигают, - подытожила Елена Таратын, представитель "Белорусов Урала".

Подписывайтесь на наши новости в Вконтакте
Подписаться