25.05.2023 11:50
    Поделиться

    Почему сирот из Луганска не вернули детскому дому

    Воспитанники Луганского детского дома одни из первых были устроены в российские семьи. Благодаря поддержке детского омбудсмена Марии Львовой-Беловой 11 ребят-подростков нашли мам и пап. Об этих детях и их приемных родителях директор Луганского детского дома Виктория Мочалова знает все. А вот о ребятах, которые в 2014-м году были вывезены в Одесскую область, - до сих пор ничего неизвестно.

    - Россия не ворует сирот, это глупости, - твердо говорит Виктория Александровна. - Наши дети, которые сейчас находятся в российских семьях, были определены туда только после нашего вступления в состав России. До этого мы могли передавать детей гражданам, постоянно проживающим на территории Луганской Народной республики.

    Найти семью подросткам не так-то просто. Трудный возраст. Но от мам и пап, желающих принять сирот на воспитание не было отбоя. Детский уполномоченный Мария Львова-Белова рассказывала, что заявки от родителей приходили отовсюду. "Драйв, слезы, волнение", - так детский омбудсмен в ролике-отчете рассказывала о встрече родителей и детей в Новосибирском аэропорту. Ребят из Луганского детского дома тоже встречали в аэропорту родители.

    5 июня 2014 года сироты из Луганского детского дома были вывезены в Одессу. С тех пор о них ничего не известно

    Сейчас в Луганском детском доме живет 49 детей. "Но эта цифра постоянно меняется, - уточняет Виктория Мачалова. - Вчера двое детей поступили, один выбыл, сейчас еще двое готовятся на выбытие. И мы точно знаем, что никто насильно никого никуда не увозит, - говорит директор. - На каждого ребенка оформляется полный пакет документов. Мы знаем где он, с кем он, знаем его приемных родителей. А вот про детей, которых у нас отобрали в 2014-м году, мы не знаем ничего".

    По словам Виктории Мачаловой, 5 июня 2014 года сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, которые находились в Луганской области, были вывезены в Одессу и распределены по оздоровительным учреждениям. Директор говорит, что тогда слово "эвакуация" нигде не звучало, и речь шла об оздоровлении детей.

    - Наш детский дом отдыхал в Сергеевке, в детском оздоровительном лагере, - вспоминает Виктория Александровна. - Мы были там почти три месяца, к нам очень хорошо относились, вкусно кормили, спасибо им большое. К августу стало понятно, что возвращаться небезопасно. И детей распределили в школы-интернаты и детские дома. Мои дети были определены в Белгород-Днестровский детский дом.

    28 воспитанников, педагоги и директор отправились в древний город с красивым названием. Тогда они еще надеялись, что поступит команда собираться домой.

    - Но команды так и не поступило, - говорит директор. - И мы уехали ни с чем. Точнее, ни с кем. Уехали домой сами, а детей по акту вынуждены были оставить там, потому что никакого приказа на то, чтобы вернуть их обратно у нас не было, но было распоряжение, что дети остаются.

    С тех пор никакой официальной информации о дальнейшей судьбе детей не было. Директор делала запросы, писала письма.

    - Мы написали в Северодонецк, руководству, которое нас отправляло, - рассказывает директор. - Нам ответили, что детей возвращать не целесообразно в связи с опасной ситуацией, дети будут возвращены, как только обстановка нормализуется. Никаких документов, кроме свидетельств о рождении, мы с детьми не передавали. Официально с нами больше никто не связывался, но я знаю, что многие дети были определены в семьи американских граждан. Я уже сама искала детей по соцсетям, некоторые ребята выходили на связь. Как-то мне написала одна моя девочка: "Верните нам наши документы, больше нам ничего от вас не надо". Я прекрасно понимаю, что эта девочка такого написать не могла, это писал взрослый человек. Некоторые дети, не мои, из других детдомов, когда им исполнялось 18 лет, возвращались, заявляли о себе. Но официально организованного возврата детей не было. Мы этот вопрос поднимали на всех площадках. И наш МИД, и наш уполномоченный пытались выяснить, что с детьми, но ответов так и не получили.

    В прошлом году, когда была объявлена эвакуация, воспитанникам детского дома снова пришлось оставить родные стены. В считаные минуты 44 ребенка, педагоги, директор были отправлены в Азов Ростовской области. В Азове они прожили почти три месяца, а потом в полном составе вернулись домой.

    - Это трудно представить, но эвакуация подарила нам очень много друзей, - говорит директор Луганского детского дома Виктория Мачалова.- Мы приехали в Азов и сразу стали центром внимания. К нам ехали простые люди, представители компаний, НКО. Все хотели помочь. Сейчас у нас налажены контакты с Краснодарским краем, Самарой, Санкт-Петербургом, Москвой. Недавно префектура Подмосковья прислала и установила детские площадки. На 1 июня наши дети поедут в Москву на большой праздник, который при поддержке Президентского фонда культурных инициатив проводит Российский детский фонд. Нам пишут письма с самых разных уголков нашей большой страны Сегодня мне принесли письма из Татарстана. Это так трогательно, дети отвечают всем. Это общение дорогого стоит. Мы тоже стараемся помочь, чем можем. Пишем письма солдатам. К нам часто приезжают военные, мы передаем эти письма, концерты им устраиваем. Дети выступают, и военные с ними - недавно детям на баяне играли.

    Учебный год воспитанники детского дома из-за недавних обстрелов заканчивают дистанционно. Но дистант их не сильно расстраивает, ведь совсем скоро каникулы.

    Поделиться