18.05.2023 05:16
    Поделиться

    Эксперт рассказал, какие факторы влияют на цену красной рыбы

    С 1 июня стартует один из самых важных промысловых сезонов России - лососевая путина на Дальнем Востоке. И вновь возникает вопрос: "Нужно ли ограничить экспорт красной рыбы с целью поддержки внутреннего рынка?".
    Инфографика "РГ" / Рафаэль Зарипов

    Надо сказать, что экспорт влияет на уровень цен внутреннего рынка не напрямую, самим фактом своего существования, а опосредованно, через курс национальной валюты. Динамика и специфика товарного предложения и ценообразования в каждом из сегментов лососевых существенно разнятся. Поэтому для корректного экономического анализа необходимо, что называется, послойно изучать рынок.

    Например, средневзвешенная цена на мороженую горбушу, самый массовый вид тихоокеанских лососей, с 2012 года увеличилась в пять раз, а инфляция за этот же период - вдвое. В течение всего этого времени (135 месяцев) цена росла медленнее уровня инфляции на протяжении лишь 12 месяцев и совпадала с ним на протяжении только 16-ти. В обоих случаях причиной становились рекордные уловы. Почти 300 тысяч тонн добыли в 2012 году, более полумиллиона - в 2018-м и свыше 330 тысяч тонн - в 2019-м.

    Однако "ценовое эхо" этих путин было неодинаковым. Так, в 2013 году после рекордной рыбалки индекс потребительских цен на мороженую горбушу оказался вдвое ниже темпов инфляции. А вот в 2018-м и 2019 годах - несмотря на то что годовые уловы превосходили показатель 2012-го соответственно в 1,7 раза и 1,2 раза, - "поплавок" цен не нырнул ниже уровня инфляции. То же самое и по итогам путины 2021 года: 424 тысячи тонн и рост цены на уровне инфляции. Главная причина - зависимость от курса национальной валюты. Финансовая эффективность экспорта при складывающемся в каждый конкретный момент курсе рубля разбалансировала поставки горбуши на внешний и внутренний рынки.

    Таким образом, цены на горбушу заметно опережали инфляционную динамику. Заметим, этот вид лососей поступает на рынок преимущественно по различным каналам розничной торговли и практически не востребован в секторе HoReCa (объекты индустрии гостеприимства - например, рестораны).

    Для кетовой путины резкие ежегодные колебания вылова нехарактерны. "Кардиограмма" вылова кеты строится в течение последних десяти лет как путь к рекордным выловам - около 140 тысяч тонн - в 2014 - 2015 годах и последующее почти двухкратное снижение к 2022-му. При этом средние цены на кету за указанный период выросли в 3,2 раза - напомню - при удвоении инфляции. Из 135 анализируемых месяцев цена на мороженую кету не отрывалась от уровня инфляции в течение 78-ми, а 27 месяцев вдвое отставала от ее темпов. Рост цен сверх уровня инфляции зафиксирован только с лета 2020 года, когда предложение снизилось на треть - улов составил 76 тысяч тонн при среднегодовом значении в 115 тысяч. Поэтому ценовые колебания в данном случае были вполне объяснимы.

    Необходимо отметить важный факт. Отечественный потребитель не слишком "монетизирует" различия в потребительских свойствах горбуши и кеты. И еще. Кета в отличие от горбуши может стать привлекательным товаром для сегмента HoReCa при условии изменения массовых технологий приготовления блюд из лосося в общепите.

    Третий сегмент - нерка. Это крайне востребованный продукт для сектора HoReCa, поэтому данный канал доступа на рынок может быть выделен особо, в отличие от ситуации с горбушей. Цены на нерку выросли с 2012 года в 2,2 раза - практически одинаково с инфляцией. Из 135 месяцев в течение 103-х они либо заметно отставали от темпов инфляции, либо находились на одном с ней уровне. Резкий взлет фиксировался в периоды существенного снижения добычи. Так, в 2017 году вылов сократился на 20 процентов, а цена вдвое превзошла уровень инфляции. В 2020-м снова было снижение вылова на 35 процентов - и снова галопирование цены.

    Инфографика "РГ" / Рафаэль Зарипов

    Итак, помесячный анализ отпускных цен на горбушу, кету и нерку позволяет сделать некоторые выводы.

    Во-первых, для каждого из добываемых видов тихоокеанских лососей существует определенная ценовая пружина, сжатие и разжатие которой зависит от колебаний вылова.

    Во-вторых, и для нерки, и для кеты, и для горбуши характерно особое сочетание каналов доступа на рынок, что вносит дополнительную сложность в экономическую оценку предлагаемых мер регулирования.

    Кроме того, резкие ежегодные колебания вылова горбуши добавляют к общей рыночной неопределенности еще и представления игроков рынка о риске, и их собственную "оцифровку"этих рисков в цене. Соответственно, совокупные действия участников рынка - под участниками я имею в виду не только добытчиков, но и переработчиков и трейдеров - затрудняют применение долгосрочных соглашений и выталкивают рынок в океан спотовых контрактов (совершаемых "здесь и сейчас").

    Поделиться