04.05.2023 10:20
    Поделиться

    Как развивают производство в сибирских колониях

    В Алтайском крае достаточно успешно реализуется проект трудоустройства осужденных лиц на заводах и предприятиях. Но это лишь часть производственных процессов, налаженных в системе учреждений исправительной системы региона.

    По словам заместителя начальника УФСИН России по Алтайскому краю Ирины Беловой, в прошлом году заключенные произвели товаров, работ и оказали услуг на 556,1 миллиона рублей. Плановое задание выполнено на 125,6 процента, при этом чистая прибыль составила 56,6 миллиона рублей при плановом задании 18,03 миллиона. Заключено и исполнено государственных контрактов на сумму 225,6 миллиона рублей, из них 145 миллионов - на поставку пищевых продуктов и 43,6 миллиона - продукции легкой промышленности. Для сторонних заказчиков произведено товаров и оказано услуг на 331,4 миллиона рублей при плановом объеме 299,5 миллиона (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года показатель вырос на 40 миллионов рублей).

    В ФСИН уверены, что могли бы внести более существенный вклад в экономику при наличии условий.

    - Мы живем в рыночной экономике, а работаем как бюджетное предприятие, строго следуя федеральному закону о госзакупках, - объясняет начальник УФСИН России по Алтайскому краю Валерий Усачев. - Например, у вас есть автобус ПАЗ. Когда его надо отремонтировать, вы пригоняете его в мастерскую, договариваетесь о цене, потом платите по факту. А что у нас? Нужно составить "дефектовку", объявить аукцион, купить необходимые материалы и только потом отдать в ремонт. А кто ждать-то будет? Взять впрок на бюджетные деньги шпатлевку с краской и хранить их на складе - это будет нарушением финансовой дисциплины. Получается, что мы занимаемся рыночным производством и в то же время мы бюджетники. Это как пытаться сидеть на двух стульях. Такая ситуация неизбежно порождает финансовые противоречия. Казалось бы, есть хорошо оборудованные цеха и дешевая рабочая сила, поэтому на рынке мы должны быть конкурентоспособными. Но законодательные ограничения делают нас неповоротливыми, лишают возможности следовать конъюнктуре, где-то рисковать, где-то работать на опережение. Но если развивать в нашей системе производство, то оно должно быть по своей природе рыночным. И с каждым годом это противоречие все больше мешает эффективной работе. Как бы то ни было, прошлый год мы закончили с хорошими показателями. 68 процентов осужденных обеспечены работой и получают зарплату, одну из самых высоких в нашей системе. Алтайские предприятия УИС работают для нужд СВО - шьют обмундирование.

    В ЛИУ-1, например, изготавливали армейские стрелковые рукавички. Только на первый взгляд может показаться: что сложного в этом предмете солдатского гардероба? Но когда мы вместе с Ириной Беловой и начальником лечебно-исправительного учреждения Владимиром Оськиным пришли в швейную мастерскую, расположенную на территории производственной зоны, и я воочию увидел, как много операций нужно сделать, чтобы получить качественно сшитую вещь, снабженную кнопками, стропами, крючками, веревочками - в общей сложности 48 деталей.

    Каждый из швейников делает свою операцию. Готовая вещь получается за сорок минут. Такие утепленные рукавички - разработчики уверяют, что пальцы в них не будут мерзнуть даже в минус 30-40 градусов, - с удовольствием будут носить не только военнослужащие, но и охотники, любители зимней рыбалки, водители снегоходов.

    В мастерской было как в известной шутке - тепло, светло и мухи не кусают. Только монотонное гудение современного швейного оборудования. Мы поговорили с одним из работников, Сергеем Р. Мой собеседник был осужден по ст. 228 УК РФ ("Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов"). В ЛИУ-1 он уже три года, а до конца срока почти семь лет.

    - Швейником работаю второй год. Обучиться этой профессии посоветовал начальник отряда. Поначалу было сложно привыкнуть к тому, что нужно много сидеть за швейной машинкой. Помогало, что из каждого часа десять минут отводится на перерыв. Накалывал ли я пальцы иголкой? Ни разу. Сейчас параллельно с рукавичками мы шьем костюмы под названием "Магеллан" для охотников, рыбаков и любителей активного отдыха на природе. Когда выйду на свободу и вернусь в родной Бийск, попробую устроиться на прежнюю работу - водителем-экспедитором. Если не получится, в нашем городе есть швейное производство. Опыт и навыки тут получаю хорошие. В месяц зарабатываю 16 200 руб-лей. После различных вычетов на руках остается сумма, достаточная, чтобы купить сигареты, чай, сладкое и другие товары первой необходимости.

    Помимо швейного производства, ЛИУ-1 славится "столяркой" и металлообработкой. Стулья здесь делают не только красивые, но и очень прочные. Как бы сказали раньше, на века. Еще в столярном цехе мастерят рамки для ульев, которые с большой охотой приобретают пчеловоды. Для средних школ производят парты, шкафы и прочую мебель. В прошлом году, например, был выполнен большой заказ для средней школы села Островное Мамонтовского района. В ЛИУ-1 рассчитывают продолжить такую же работу с другими школами края. В учреждении вообще не жалуются на нехватку заказчиков.

    - Сейчас из 368 осужденных у нас работают 257, - говорит Владимир Оськин. - Если человек хочет трудиться и у него к тому же есть соответствующая специальность, мы его сразу трудоустраиваем. Если без профессии, то направляем на учебу, организованную внутри учреждения. Как вы понимаете, у нас нет проблем с трудовой дисциплиной. Заболел вдруг работник - найдем ему замену. Мы, к примеру, сотрудничаем с крупным барнаульским предприятием и стабильно предоставляем ему требуемое количество рабочих рук. Осужденные получают там зарплату больше МРОТа. Днем работают на заводе, а ночуют здесь.

    Всего на развитие производственного сектора УИС Алтайского края в 2022 году было израсходовано 15,3 миллиона рублей. На эти деньги приобретены новые техника и оборудование, отремонтированы производственные объекты. В ходе реализации ФЦП "Развитие УИС до 2030 года" из средств федерального бюджета выделено 4,3 миллиона рублей. Это позволило купить 142 единицы швейного оборудования, которое установили на созданных швейных участках в исправительных учреждениях Рубцовска, и привлечь к труду дополнительно 156 осужденных. С октября прошлого года здесь начали шить изделия для предприятия, поставляющего вещевое имущество для минобороны РФ.

    Кстати

    Среднесписочная численность привлеченных к труду осужденных в Алтайском крае составляет 2582 человека, из них 375 трудятся на выводных объектах.

    Поделиться