27.04.2023 19:12
    Поделиться

    В Минобороны РФ рассказали, как работает бронепоезд "Байкал" в зоне СВО

    Боевой расчет специального бронированного поезда "Байкал" продолжает выполнять задачи в зоне специальной военной операции. Свежими кадрами боевой работы уникального железнодорожного состава поделилась пресс-служба Минобороны России.
    На вооружении бронепоезда "Байкал" имеется зенитная пушка, способная сбивать наземные и воздушные цели.
    На вооружении бронепоезда "Байкал" имеется зенитная пушка, способная сбивать наземные и воздушные цели. / Министерство обороны РФ

    Первым в спецпоезде движется платформа прикрытия, которая служит для того, чтобы спецпоезд не наехал на минные устройства. За ней идет платформа с зенитными установками для отражения нападения, как воздушного, так и наземного.

    Стены вагона с боевым охранением полностью защищены прочной броней - толщина 20 мм. Личный состав несет службу путем наблюдения. Смена караула - каждые два часа. Часовые - в постоянной готовности не допустить внезапного нападения на состав.

    Во время движения по маршруту расчет бронепоезда проверяет железнодорожное полотно и ближайшую территорию на наличие минно-взрывных устройств. В случае обнаружения оперативно устраняет преграду. Опытные саперы принимают решение - разминировать устройство либо совершить искусственный подрыв. На видео показан второй способ. Саперы установили поверх обнаруженной прямо возле рельсов мины свое взрывное устройство. После чего направленным взрывом уничтожили мину. При этом находящееся в нескольких сантиметрах от взрыва железнодорожное полотно нисколько не пострадало. И состав смог продолжить движение.

    Разведку проводят с помощью дрона. Его запускают впереди бронепоезда, чтобы убедиться в безопасности дальнейшего маршрута.

    Также у спецпоезда есть вооружение для борьбы с диверсионно-разведывательными группами противника и зенитные установки для ведения огня и отражения атак ВСУ.

    "Были обстрелы. И американские реактивные системы залпового огня HIMARS нас пытались достать, и диверсионные группы работали, и с рельсов сходили..." - рассказал начальник специального бронепоезда "Байкал" с позывным Терек.

    Но из каждой заварушки бронепоезд выходил с достоинством, и поэтому по-прежнему бороздит прифронтовые просторы.

    В зоне спецоперации кроме "Байкала" задействован также бронепоезд "Волга" Западного военного округа. Стены его жилого вагона - 20 мм стали. Стрелки надежно укрыты в бронекапсуле. Для безопасности тепловоз поставлен в середине состава. Когда нужно ускориться или притормозить, машинист ориентируется на команды двух наблюдателей, находящихся в конце и начале состава.

    В голове же эшелона идет тяжелая платформа, на которой расположены средства РЭБ, подавляющие радиоуправляемые взрыватели, и зенитная пушка.

    Разведку бойцы бронепоезда проводят с помощью дрона. Его запускают впереди движения состава, чтобы убедиться в безопасности дальнейшего маршрута

    В августе 2015 года министр обороны Сергей Шойгу отменил приказ бывшего главы военного ведомства Анатолия Сердюкова о списании специальных поездов. Последний раз эти поезда участвовали в боевых действиях во время контртеррористической операции в Чечне, куда они были переброшены с Дальнего Востока. Впрочем, как ударные средства они не использовались - их главной задачей была защита железнодорожных путей и эшелонов от диверсантов, прикрытие ремонтных бригад.

    Штатное вооружение российских "спецпоездов" - это две зенитные пушки калибра 23 мм, автоматические гранатометы АГС-17 и пулеметы. При этом зенитки могут работать как по воздушным, так и по наземным целям, в том числе поражать бронированную технику. В последнее время с их помощью нередко российские военнослужащие сбивают и дроны.

    Также в состав могут добавляться специальные платформы с установленными на них танками или боевыми машинами пехоты. Опционально на бронепоезд может быть поставлена и реактивная система залпового огня, 7,62-мм пулеметы Калашникова, а также 100-мм или 30-мм автоматические пушки. В целом огневая мощь такого бронепоезда по силе сравнима с парой российских БМП-3.

    Кроме этого, на бронепоезде есть необходимые запчасти и группа для ремонта железнодорожных путей. Состав снабжен двумя локомотивами ТЭМ18ДМ с двух сторон, перед которыми размещаются бронеплатформы на случай контактного подрыва. Внутри состава находятся две платформы с зенитками или автоматическими пушками, а также вагон запчастей, пассажирский и штабной броневагоны со средствами РЭБ.

    "Напасть на бронепоезд сродни самоубийству. Ведь близко подойти к "железке" на бронетехнике и остаться незамеченными боевики не могут, а палить по бронесоставу из легкого вооружения - занятие малоэффективное и рискованное. На пулеметную очередь или выстрел из гранатомета по "зеленке" без промедления ответят зенитные установки, автоматические гранатометы, снайперы и стрелки. К тому же движение спецпоездов здорово прикрывается сверху - над составом зачастую кружат боевые вертолеты", - написал в блоге twower офицер, служивший на "Байкале" еще во времена "чеченских кампаний".

    В 2015 году на вооружении военных стояли четыре бронепоезда: "Байкал", "Терек", "Амур" и "Дон". Еще один бронепоезд "Козьма Минин" имелся у Росгвардии.

    На данный момент "Байкал" и "Волга" задействованы в зоне спецоперации. "Амур" принимал участие в учениях. О судьбе других бронепоездов ничего не известно.

    Поделиться