Три десятка снимков, сделанных в разные годы ведущими фотокорреспондентами кузбасских СМИ и внештатными авторами "РГ", рассказывают о жизни, быте и традициях шорцев. Рашит Салихов, Федор Баранов и Сергей Гавриленко не раз бывали в командировках в самых отдаленных уголках таежного края, куда можно добраться только на лодке или на вертолете. А сотрудники кемеровского филиала "РГ" открыли для себя Шорию семь лет назад, впервые собрав с помощью наших читателей и партнеров народную библиотеку для поселка Шор-Тайга. Через год мы отправились в Эльбезу, а через два - в Усть Анзас. Именно здесь, на берегу Мрассу во второй половине XIX века базировалось одно из подразделений Алтайской духовной миссии. На юге Кузбасса ее представлял Василий Вербицкий. Об этом на открытии фотовыставки напомнила научный сотрудник Новокузнецкого краеведческого музея Полина Горелик.
Крестившие шорцев миссионеры строили в таежных улусах храмы и школы, оказывали местным жителям медицинскую помощь, обучали их грамоте. Но при этом интересовались местными обычаями и обрядами. Именно лингвист и этнограф Вербицкий составил первую грамматику шорского языка, ввел письменность и перевел Библию. Только благодаря такому подходу миссия имела успех, а шорцы, обратившись в православие, сохранили свою идентичность и исконную веру в духов природы.
Одна из традиций, сохранившихся до наших дней, праздник Чыл-Пажи. Его отмечают в дни весеннего равноденствия.
- В это время Солнце входит в созвездие Овна, перемещаясь из северного полушария в южное. То есть, шорский новый год совпадает с астрономическим, - отметила доцент Кемеровского госуниверситета Вера Телякова. - Праздник встречали веселыми песнями, которые в ознаменование прихода весны сопровождались криком зайца, устраивали состязания в силе и ловкости. А накануне наводили порядок не только у себя в доме, но и во всем улусе. И угощение готовили на всех односельчан. Важно было ни с кем не ссориться, а наоборот, забыв старые обиды, со всеми помириться. Выпить разрешалось лишь слабоалкогольный айран. Но только шаману и отцам как минимум троих детей.
В День равноденствия шорцы просыпались до восхода и встречали его, поднявшись на высокую гору. Люди верили, что вместе солнцем возвращаются добрые духи, покинувшие Землю с приходом зимы. Обязательный новогодний обряд - очищение, для которого разводили три костра. На западе - черный, в виде колодца, куда бросали черные ленты с узелками, символизирующими обиды, болезни и неприятности. На востоке зажигали очистительный костер, ну а на третьем - готовили пищу.
- Обряд нужно пройти до конца, чтобы беды за тобой не увязались, - пояснила Нина Шахбазова, руководитель вокального ансамбля "Ырыс" (в переводе с шорского - "удача"). - Мы все - из одной деревни Березовая Грива. Это традиционное место компактного проживания шорцев. Сейчас, правда, жителей в деревне почти не осталось. Мы каждое воскресенье собираемся в Центральной детской библиотеке имени Э. Д. Гольцмана, поем песни на стихи шорской поэтессы Любови Чульжановой, разучиваем новые. Хотим сохранить и передать детям и внукам родной язык и нашу культуру.