Поделиться

Почему в Осетии буксует строительство новых высокогорных дорог

В Северной Осетии началась реконструкция высокогорной дороги в популярном у туристов Алагирском ущелье. Ее протяженность всего чуть более пяти километров, но она имеет большое значение, поскольку позволит гостям республики комфортно добраться до самых живописных мест и ущелий на высоте около двух тысяч метров.
В Галиате осталось лишь несколько человек, новая дорога должна поспособствовать возрождению старинного селения
В Галиате осталось лишь несколько человек, новая дорога должна поспособствовать возрождению старинного селения / Владимир Аносов/РГ

Пока прямой дороги нет. Чтобы проехать на машине к соседнему ущелью, до которого, казалось бы, рукой подать, надо вернуться на равнину, доехать почти до Владикавказа и затем снова подниматься в горы, делая крюк длиной в десятки километров.

Ранее в Осетии реализовали проект "Горная Дигория", в рамках которого построили трассу Чикола - Мацута - Комы-Арт с подъездом к селению Галиат (она дополняет дорогу в Алагирском ущелье). Работы продолжались два года, официально магистраль ввели в строй в январе 2023-го.

Алагирская дорога соединит Транскам, Верхний Згид и селение Мацута. Много лет в этих местах была лишь гравийка, на которой не разъедутся два автомобиля. Тряский и сложный путь зачастую портил все впечатление от горных красот, ради которых туристы ехали в ущелье, а многих и вовсе заставлял повернуть назад. Шутка ли: два часа подпрыгивать на ухабах.

Да и отдаленные села, где раньше было многолюдно, из-за отсутствия инфраструктуры начали исчезать. Работы нет, добраться до них сложно, поэтому местные жители все чаще принимали решение переехать на равнину или во Владикавказ. Новые дороги в Дигорское и Алагирское ущелья способны многое изменить в регионе.

Стоит отметить, что высокогорные села имеют свою древнюю и очень интересную историю, но за последние 15 лет численность населения в них изрядно сократилась. Например, в Галиате живут всего три человека. А ведь жители этого села когда-то одними из первых на Северном Кавказе начали возводить дома из камня. Здесь до сих пор сохранился полуразрушенный древний каменный город.

Дигорское ущелье находится в 120 километрах от Владикавказа. Как только въезжаешь в него, остановки можно делать практически на каждом повороте: везде открываются необыкновенные виды, спорящие красотой с австрийскими Альпами. Есть места, где скалы и снежные вершины обступают человека со всех сторон, а есть пологие склоны, позволяющие любоваться Большим Кавказским хребтом.

В Дигорском ущелье находится несколько известных турбаз, гостиниц и достопримечательностей. Здесь предоставляют комфортные номера, можно поплавать в открытых бассейнах, покататься на лошадях, подняться по канатной дороге, чтобы опробовать горнолыжные склоны. Однако добраться сюда по плохой дороге было нелегко. Теперь проблемы нет.

- Сложно переоценить значение новых дорог, которые здесь прокладывают, - рассказывает директор гостиничного комплекса "Тана-Парк" Хетаг Тагаев. - Грунтовки скорее препятствуют развитию курортов. Дигория славится дикой, первозданной красотой. После строительства дороги сюда хлынул поток туристов. Это многое изменит. Села в ущелье - Мацута, Одола, Къуссу и другие - уже оживают. Там можно поднимать животноводство, местные жители делают прекрасный сыр. Дигорцы готовы работать гидами. Им есть что показывать. Одни только водопады чего стоят. Мы надеемся, что вслед за дорогой в поселки проведут газ и оптико-волоконный интернет. Последний не менее важен. Спутниковая связь здесь работает плохо, а доступ в Сеть важен для туристов. Кроме того, стабильный и дешевый интернет - это возможность удаленной работы для местных жителей и учебы для детей.

Отдаленные села, где раньше было многолюдно, из-за отсутствия инфраструктуры начали исчезать

Кстати, одна из достопримечательностей Дигорского ущелья - уникальный замок "Фрегат" в селении Ханаз. Он представляет собой несколько полуразрушенных средневековых построек, которые напоминают нос корабля, разрезающего пространство на скалистом уступе. Замок стоит на высоте две тысячи метров среди скал. В одной из древних стен есть небольшое окошко. Выглядываешь в него: внизу - облака и пропасть. Теперь этим незабываемым видом смогут насладиться гораздо больше туристов. .

Тем временем

Строительство новых высокогорных дорог не обходится без проблем. Подрядчики жалуются, что им не хватает строительных материалов, чтобы начать масштабные работы. Причем это касается трасс не только в горах, но и во Владикавказе.

- Работаем пока не в полную силу, так как на данный момент в республике только один функционирующий производитель асфальта и он не может обеспечить нас достаточным количеством материала для ямочного ремонта, - прокомментировал ситуацию и. о. директора компании "Спецэкосервис" Станислав Зиппуников. - Также мешают плохие погодные условия, из-за которых мы вынуждены останавливаться или работать медленнее, чем нам бы хотелось.