04.04.2023 09:35
    Поделиться

    Заменит ли программистов искусственный интеллект

    Несколько месяцев назад в IT произошла технологическая революция. 30 ноября 2022 года был выпущен ChatGPT - чат-бот на базе искусственного интеллекта, разработанный американской лабораторией OpenAI. А уже 14 марта его обновили, заменив большую лингвистическую модель GPT-3.5, лежащую в его основе, на улучшенную версию GPT-4. Протестировав разработку, многие заговорили о грядущей трансформации рынка труда и роботизации немалой части профессий, включая профессию программиста.

    Каким образом программисты оказались под угрозой? Дело в том, что создатели ChatGPT разработали целый ряд смежных моделей, заточенных под разные типы задач. Активнее всего в медиапространстве обсуждается модель, которая способна логически продолжить любой текст и поддержать живую беседу. Менее известна модель Codex - решение OpenAI для кодирования. В ответ на запрос на естественном языке (например, русском или английском) Codex формирует строчки программного кода.

    В новой версии модель способна понять даже запрос, написанный от руки на салфетке, и создать на его основе простой веб-сайт. Демонстрируя это, президент OpenAI Грэг Брокман написал:

    "Мой шуточный сайт.

    [Очень смешной анекдот]

    [Кнопка для отображения концовки анекдота]

    [Анекдот N 2]

    [Кнопка для отображения концовки анекдота]"

    Через несколько секунд ChatGPT создал рабочий код для веб-сайта с шутками и действительно разместил на нем два анекдота.

    От того, насколько точно и ясно сформирован запрос, зависит качество результата

    Способности нейросетей уже сейчас поражают воображение. Искусственный интеллект способен к самообучению и совершенствуется изо дня в день. Значит ли это, что профессия программиста скоро будет полностью автоматизирована? Видимо, да. Значит ли это, что айтишники останутся без работы? Нет. И на то есть ряд причин.

    Во-первых, за искусственным интеллектом нужен глаз да глаз. Нейросети ошибаются нечасто, но делают это с размахом. Пожалуй, самый яркий тому пример - случай на презентации Bard (конкурент ChatGPT от компании Google) 7 февраля. В ответ на вопрос: "О каких новых открытиях космического телескопа "Джеймс Уэбб" я могу рассказать своему девятилетнему ребенку?" - бот сообщил, что телескоп использовался для получения первых в истории снимков планеты за пределами Солнечной системы. В действительности первый такой снимок был сделан группой ученых под руководством Гаэля Шовина с помощью инструмента адаптивной оптики. Ошибку не преминули заметить пользователи, и акции Google обрушились на 100 миллиардов долларов.

    Бизнес не может позволить себе таких финансовых провалов, а это значит, что на первый план в IT скоро выйдет профессия тестировщика. До недавних пор к ней зачастую относились как к трамплину в престижную профессию программиста. HR-специалисты советовали "войти в айти" через тестирование, а затем плавно переходить к кодированию. Такой подход и раньше не отдавал должное важной и самостоятельной профессии тестировщика, а теперь и вовсе кажется устаревшим. Возможно, мы будем наблюдать обратный процесс, когда программисты начнут переквалифицироваться в тестировщиков.

    Другая перспективная профессия в IT - инженер промптов, то есть специалист по формулированию запросов на естественном языке, которые затем адресуются нейросети. От того, насколько точно и ясно сформулирован запрос (то есть поставлена задача), зависит качество результата. В конце концов ChatGPT не сверхчеловек, а языковая модель, которая пытается предугадать правильный ответ, исходя из вводных данных.

    Наконец, многие разработчики займутся созданием, развитием и обслуживанием роботов. Несмотря на то что нейросети самообучаемы, за их развитием все равно должен следить живой человек. Здесь одна из важных задач - ограничить на техническом уровне возможность использования искусственного интеллекта в заведомо вредоносных целях (например, для создания вирусов или фишинговых рассылок).

    Словом, роботизация программирования не означает, что все айтишники лишатся своей работы. Как и в случае с любым другим скачком прогресса (например, изобретением телеграфа или парового двигателя), распространение нейросетей автоматизирует рутинные операции и будет способствовать появлению целого ряда новых профессий, а значит, и рабочих мест.