02.04.2023 22:12
Поделиться

Как на Алтае осужденные трудятся на заводах

В кузнечном цехе "Алтайгеомаша" пышет жаром печь, гудит и гонит прохладный воздух большой вентилятор, грохочет огромный механический молот. Он бьет так, что под ногами вибрирует пол и закладывает уши. Трое рабочих из раскаленных добела брусков металла штампуют запчасти для транспортеров в шахтах...
Кузнечный цех "Алтайгеомаша". У Александра И. (справа) за плечами судимость. В его трудовой книжке появилась первая запись.
Кузнечный цех "Алтайгеомаша". У Александра И. (справа) за плечами судимость. В его трудовой книжке появилась первая запись. / Пресс-служба УФСИН России по Алтайскому краю

Из этой троицы нас особо интересует молодой мужчина со шкиперской бородкой, ловко орудующий длинными клещами. С таких, как он, впору ваять запоминающиеся портреты передовиков производства и вообще людей труда. Плечистый, стройный, уверенный взгляд. Но за его плечами... две судимости по двум уголовным статьям, связанным с производством и торговлей наркотиками. Александр И. часть срока отбывал на родине, в Хакасии. Потом его перевели в барнаульскую колонию. Вскоре появилась возможность оставшийся срок отбыть на принудительных работах на заводе.

И таких, как Александр, в общежитии на территории группы компаний "Союз" (куда входит АО "Алтайгеомаш"), насчитывается 140 человек. Трудятся они на различных предприятиях краевого центра, а живут в "изолированном участке, функционирующем как исправительный центр" (УФИЦ). Он оборудован на базе заводского общежития. Это некий гибрид рабочего общежития и армейской казармы.

- От обычной, "гражданской" жизни его мало что отличает, - рассказывает Татьяна Исакова, врио заместителя начальника УФСИН России по Алтайскому краю, полковник внутренней службы, взявшая на себя роль гида. - Здесь жилые комнаты разной вместимости, столовые с холодильниками и электроплитами, где осужденные сами готовят пищу, душевые и санузлы, постирочные, кладовая для хранения личных вещей, помещение для настольного тенниса и настольных игр.

- А как у вас со связью?

- Очень даже хорошо, каждый может пользоваться компьютерами и телефонами.

Осужденные все чаще соглашаются "отсидеть" назначенный срок, работая в исправительных центрах

Обитатели общежития имеют возможность ходить в городские магазины, а в выходные дни гулять по городу, встречаться с родными, близкими и даже ночевать у них...

- Никто из наших работников не удивится и не забьет тревогу, встретив нашего "сидельца" на спектакле, концерте или спортивной площадке. Да и мы сами периодически устраиваем коллективные походы на культурные мероприятия, - замечает Исакова.

- И что - у вас одни сплошные пряники? Без палки?

- Палок действительно нет, - улыбается Исакова, - но есть ряд жестких мер и ограничений.

В центре ведется неусыпный контроль за жильцами, установлены камеры видеонаблюдения. Постояльцы обязаны соблюдать распорядок дня. В частности, поддерживать чистоту и порядок в помещениях и на прилегающей территории. Непозволительно опаздывать из увольнительных в город и на рабочую смену...

- А как обстоят дела с любителями "горяченького"? - спрашиваю Татьяну Рафаиловну и щелкаю себя пальцем по горлу.

- Очень строго. Пить спиртное, употреблять наркотики, дебоширить категорически запрещается. Если осужденных заметят, то определяют в изолятор, а потом по решению суда возвращают в колонии.

Такие нарушения, несмотря на жесткий контроль, все равно случаются. Статистика показывает, что 12-13 процентов осужденных свой шанс отбыть часть срока вне колонии не используют.

Сотрудники ФСИН признаются, что труд осужденных на производстве сперва вызывал много вопросов и нестыковок, но все постепенно утреслось.Сейчас на предприятиях края, многие из которых испытывают дефицит рабочей силы, трудоустроены около 500 человек из мест лишения свободы. "И это только начало", - заявили мне в региональном минпромэнерго.

- На нашем заводе машиностроительного профиля они задействованы в кузнечном, заготовительном, сварочном и других участках, - рассказывает Евгений Близнюк, исполнительный директор АО "Алтайгеомаш".

- Что с зарплатой?

- Да ничего необычного. У осужденных, кто здесь трудится, зарплата, как и у наших рабочих. Почему бы человеку в сложной жизненной ситуации не дать шанс приносить пользу обществу и себе самому? Работа показывает осужденным, что есть другая жизнь, другие ценности. Многие на воле работы-то нормальной не имели. Здесь же человек начинает понимать, что такое трудовая дисциплина, ответственность перед коллективом. Они на равных принимают участие в заводских мероприятиях, да и мы их не отделяем от себя. Их детям, к примеру, завод выделяет подарки на Новый год...

- Значит, действительно "труд облагораживает человека"?

Евгений Близнюк улыбается и в расхожую фразу советской поры вносит небольшую поправку:

- По опыту знаю, что труд облагораживает не всех, но шанс дается каждому.

В прошлом году после освобождения в "Союзе" остались работать 11 человек. Кузнец Александр И. собирается поступить так же.

- В августе подойдет срок подачи заявления на УДО, и я уже решил, что останусь тут работать, мне здесь нравится, - делится планами он. - Здесь появилась первая запись в трудовой книжке. Девушка у меня местная. Мне 29 лет. На образовательной платформе Skillbox я выиграл грант для осужденных на бесплатное обучение по IT-технологиям. Учусь.

А вот Андрей А., работающий в заготовительном цехе "Алтайгеомаша" на резке металла лазером, пока на перепутье. Его, как и многих, говорит он, бес попутал, хотел по-быстрому заработать "легкие деньги". Но в колонии многому научился.

- Столярное дело освоил, даже "свои ученики появились", - улыбается 33-летний Андрей. - А здесь выбрал работу на плазмотроне. Встретили приветливо, обучили. Условия в центре хорошие, уют сами создаем. Так что вариантов будущей работы у меня теперь много, посмотрим...

Компетентно

Валерий Усачев, начальник УФСИН России по Алтайскому краю, генерал-майор внутренней службы:

- В алтайском УФСИН тема трудотерапии для осужденных активно поддерживается. Созданы уже четыре УФИЦ: в Барнауле, в Бийске и в Новоалтайске. И судя по статистике, все больше слаживание на выходе. Это помимо всего прочего дает им и возможность лучше подготовиться к выходу на свободу. Поэтому создание таких центров обязательно нужно продолжать. Хотя бы потому, что уровень повторной преступности тех, кто стоит на учете после освобождения из колоний по УДО, составляет 2,42 процента, а в исправительных центрах - 0,5 процента.

Марина Зеновьева, старший психолог психологической службы УФСИН по Алтайскому краю:

- Привлечение осужденных к физическому труду помогает решить проблему проявления негативных эмоций в социально неприемлемой форме. Кроме того, трудоустройство помогает ресоциализации осужденных, особо не работавших на свободе и живших за счет доходов, получаемых незаконным путем. В процессе работы в местах лишения свободы происходит адаптация к трудовой деятельности, получение соответствующего опыта и навыков, возникает заинтересованность каким-либо делом, что безусловно положительно влияет на личность заключенного.