30.03.2023 07:25
    Поделиться

    Что дает Якутии агропрофилированное образование в школах

    В далеком 1988 году в двух селах Якутии школьники начали углубленное изучение сельскохозяйственных дисциплин, а сегодня в республике уже 91 агропрофилированная школа. Такого количества агрошкол, как в этом регионе с самыми суровыми климатическими условиями для сельского хозяйства, нет нигде в России. Это ноу-хау республики, которая сделала ставку на подготовку будущих аграриев.

    Чему учат в агрошколе

    По информации минобразования РС(Я), сегодня агрошколы посещают 14,3 тысячи ребят. У 66 учебных заведений есть собственные сельхозугодья, у 73 - сельхозтехника, у 64 - теплицы. 77 школ содержат животных, лошадей, кроликов, оленей, цыплят. Включены в учебную программу растениеводство и овощеводство, агрономия и земледелие. В последние годы стали развиваться школьное пчеловодство, сбор лекарственных растений, агротуризм, ИТ-технологии в сельском хозяйстве и лесничестве.

    Изначально агрошколы должны были помочь сохранению традиционного хозяйствования в Якутии, обеспечить разностороннее развитие учащихся и подготовить их к активной самостоятельной жизни на селе. Выпускники получают не только аттестат зрелости, но и рабочую специальность. 54 якутские агрошколы имеют лицензию на профподготовку, 58 - сотрудничают с учреждениями среднего профобразования. Так, в первой агрошколе Якутии - Диринской - детей обучают по девяти профессиям, в том числе водителя и тракториста, столяра, швеи, животновода и оператора ЭВМ.

    Магарасская школа в Горном улусе стала агропрофилированной в 2005 году. Впрочем, еще в 1990-е годы она участвовала в республиканском эксперименте "Воспитание трудом в условиях сельской школы". Тогда были реализованы проекты "Рыба", "Косуля", "Лекарственные растения" и именно они стали базой для будущей агрошколы, одной из лучших в республике, вошедшей в список 100 лучших школ России в 2015 году.

    - Учебно-подсобное хозяйство у нас большое - полтора гектара огородных и 92 сенокосных угодий, теплица площадью 110 квадратных метров. Мы держим 18 голов крупного рогатого скота и 28 лошадей, - рассказывает директор школы Максим Максимов.

    169 местных ребят проходят производственную практику на пришкольной ферме и на коневодческой базе, занимаются растениеводством. Остается ли у них время на общеобразовательные предметы? За последние десять лет школа выпустила 17 медалистов. По словам Максима Максимова, каждый год от 50 до 70 процентов выпускников поступает в вузы, 30-40 - в ссузы. Каждый пятый выбирает сельскохозяйственное учебное заведение.

    - Я горжусь тем, что наша агрошкола является одной из лучших в республике, - говорит Лена Ноговицына, ученица 11 класса. - Мы все любим ухаживать за телятами, кормить коров и лошадей, с удовольствием изучаем предмет "Трактороведение" и скоро получим свидетельства тракториста.

    А еще Лена участвует во многих улусных, республиканских, общероссийских научно-практических конференциях и очень благодарна учителям за полученные знания.

    Посчитаем доходы

    В агрошколах Якутии детей не только приобщают к сельскому труду, но и учат извлекать прибыль от этой деятельности, правильно считать расходы и доходы. Больше половины агрошкол имеют доход от реализации продукции, услуг и предпринимательской деятельности, в трети созданы бизнес-инкубаторы.

    В Кептинской школе на балансе бизнес-инкубатора стоит аппарат для приготовления поп-корна, сахарной ваты, картофельных чипсов. В Таттинском районе пять лет агрошколы в рамках муниципального задания поставляют свой картофель, капусту, свеклу, морковь в другие образовательные организации улуса.

    В Атамайской агрошколе к бизнес-проектам подключились все ученики. Начальные классы выращивают на продажу рассаду овощей и комнатных растений, учащиеся средней ступени - цветы и овощи.

    Инфографика "РГ" / Рафаэль Зарипов

    - У каждого класса свой бизнес-проект: кто-то делает сувениры и обереги, обложки для документов. Другие разводят гвоздики к 9 Мая, собирают лекарственные травы. В нашей учебной мастерской организовано швейное, столярное, гончарное производство, - рассказали в Атамайской агрошколе.

    В якутских агрошколах детей не только обучают крестьянскому труду. Здесь не забывают о научной работе. В Кептинской школе реализуют шесть проектов, которые должны изменить отношение ребят к сельской жизни. Больше десяти лет они исследуют малые водоемы. Школьники изучают местную экосистему, воздействие на нее лесных пожаров.

    - Наша агрошкола - единственная в селе, которое находится в отдаленном и труднодоступном месте, где нет развивающих центров для детей, музыкальных и спортивных школ, где слабая интернет-связь, бездорожье. Казалось бы, здесь нет условий для развития одаренных детей. Педагогам нужно было найти новые образовательные технологии в агрообучении, чтобы заинтересовать ребят, - рассказывает учитель русского языка и литературы Екатерина Дохунаева.

    Доплаты и гранты

    В финансировании агрошкол применяются повышающие коэффициенты. Но их получают не все, а примерно половина учреждений на основе рейтинга. При его составлении учитываются учебная деятельность, качество обучения и воспитания, кадровое обеспечение, организация трудового воспитания и производственная деятельность, уровень материально-технической базы, который, кстати, бывает очень высоким.

    Магарасская школа, например, победила в республиканском конкурсе минсельхоза РС(Я) в 2013 году и выиграла трактор МТЗ-80, а через год стала призером регионального смотра-конкурса и получила тракторный тренажер.

    Атамайская школа в 2020 году получила два грантовых миллиона на проект "Научно-учебная агролаборатория "Сайдыы". В учреждении образования установили гидропонную систему для выращивания растений. Планируются мелиорационные работы на школьных сенокосных угодьях, строительство конебазы и увеличение поголовья лошадей, возведение современной умной круглогодичной теплицы с учебной лабораторией. И это планы обычной школы в селе Бясь-Кюель, где, кстати, проживает менее тысячи человек.

    Поделиться