02.05.2023 13:28

Ученые выяснили, что мы обязаны неандертальцам адаптацией к "зимнему времени"

Гены, полученные от неандертальцев, помогли нашим далеким предкам быстро адаптироваться к новому световому режиму в Евразии. К такому выводу пришли американские ученые, изучая 28 генов, влияющих на циркадный ритм.

Как известно, неандертальцы пришли из Африки в Европу почти на 300 тысяч лет раньше первых кроманьонцев, что дало им больше времени на адаптацию к условиям среды, во многом отличавшейся от африканской.

Наука утверждает: почти все земляне имеют 2-4 процента генов неандертальца

Например, здесь совершенно иная сезонность климата и продолжительность светового дня. Чтобы приспособиться к новым вызовам, организму необходима смена циркадных ритмов, которые связаны со сменой дня и ночи.

Однако кроманьонцам не потребовалось 300 лет на постепенную адаптацию. Вместо того, чтобы надеяться на естественный отбор, наши предки "позаимствовали" нужные гены у неандертальцев. Во всяком случае, 12 из 28 изученных американские ученые генов обнаружили и в геноме неандертальца.

Они могли быть переданы нашим предкам от их европейских родственников, с которыми кроманьонцы неоднократно скрещивались. Что позволило кроманьонцам очень быстро по историческим меркам времени адаптироваться к изменчивым климатическим условиям Евразии.

Такие "заимствования" полезных генов в природе совсем не редкость: например, у ягуара обнаружили гены, доставшиеся ему ото льва и позволившие ему лучше видеть. Результаты исследований опубликованы на сервере bioRxiv.org.

Сегодня науке известно, что почти все люди Земли имеют 2-4% вариантов генов неандертальца. В первую очередь они помогли переселенцам быстро приспособиться к холодному европейскому климату после жаркой Африки. Некоторые из генов приносят пользу и сейчас, например, защищая от плохого холестерина (липопротеинов низкой плотности ЛПНП) или снижая вероятность аутоиммунных заболеваний. Впрочем, другие повышают свертываемость крови, грозят ожирением, депрессией, развитием остеопороза.